блаженный Аврелий Августин
Содержание
20.02.2021Содержание / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / Трактат «О христианской борьбе» является одним из небольших произведений блаженного Августина, написанных, по словам самого автора, для простых христиан, «не владеющих латинским красноречием» (лат. in eloquio latino inerudilis). Чтобы предельно облегчить читателям понимание, Августин пишет свой трактат простым (лат. humili sermone), кратким и ясным языком. Трактат «О христианской борьбе» отличается от прочих произведений Августина как по объему, так и по способу богословского рассуждения и аргументации. Возможно, в основе трактата лежат проповеди, произнесенные Августином во время пастырских поездок4 . Уровень образованности в Северной Африке того времени был весьма невысок, а владение латынью ограничивалось городами и торговыми центрами5 . На латыни не говорили и в отдаленных уголках небольшой епархии Августина, центр которой находился в г. Гиппоне (лат. Hippo Regius). Бедность превращала существование многих христиан в борьбу за выживание, а принятие христианства часто было вынужденным следованием религиозному выбору местного господина6 . Нередко священники и даже епископы были интеллектуально не подготовлены к пастырскому служению. Обобщая, можно сказать, что трактат «О христианской борьбе» написан Августином для тех людей из своей паствы, кто, в силу материальных, духовных или иных причин, был «крещен, но не просвещен».
Часть I. Заповеди жизни
20.02.2021Часть I. Заповеди жизни / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / I.1. Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом. II.2. Каким образом побеждается зло? III.3. «Поднебесные духи злобы» не правят в небесах, но низвергнуты оттуда. IV.4. Манихеи ложно интерпретируют понятие «власть тьмы», взятое из Свящ. Писания. V.5. Борьба христианина есть борьба внутренняя. VI.6. Необходимо прежде всего подчинить тело. VII.7. Подчинение тела достигается подчинением себя Богу. 8. Страдания праведников и правосудие Божие. VIII.9. Бог есть Промыслитель. IX.10. Служение Богу приятно. X.11. Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога. XI.12. Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном. XII.13. Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир. ХIII.14. Вера и добродетель побеждают диавола.
Часть II. Правило веры
20.02.2021Часть II. Правило веры / О Христианской борьбе / блаженный Аврелий Августин / ВЕРА ВО СВ. ТРОИЦУ Вера сохраняется в Церкви Глава XIV Бог един в трех Лицах. Заблуждение Савеллия Глава XV Единство Св. Троицы. Заблуждение тритеизма ИИСУС ХРИСТОС – БОГ И ЧЕЛОВЕК Глава XVI Равенство Лиц Св. Троицы. Заблуждение арианства Глава XVII Иисус Христос – Истинный Сын Божий. Заблуждение Фотина Глава XVIII Сын Божий воспринял подлинное человечество. Заблуждение манихейства Глава XIX Христом были восприняты дух, душа и тело человека. Заблуждение Аполлинария Глава XX Единство Бога и человека во Христе носит сущностный, а не моральный характер. Против адопционизма Глава XXI Во Христе Сын Божий воспринял всего человека, а не только плоть Глава XXII Христос подлинно родился от жены. Против докетов ИИСУС ХРИСТОС ИСКУПИТЕЛЬ Глава XXIII Пострадавший Сын Божий есть Истинный Бог Глава XXIV Истинность телесного воскресения Христова Глава XXV Истинность телесного вознесения Христова Глава XXVI 3начение слов о сидении Христа одесную отца Глава XXVII Будет день Суда Глава XXVIII 0 Святом Духе. Заблуждение монтанизма и манихейства Глава XXIX Вселенскость Церкви. Заблуждение донатизма Глава XXX Единство Церкви. Заблуждение луцифериан Глава XXXI Сакраментальная власть Церкви. Заблуждение новациан Глава XXXII Будет телесное воскресение мертвых Глава XXXIII Любовью побеждается дух зла
О 83-х различных вопросах в одной книге
11.02.2021О 83-х различных вопросах в одной книге (Богословие. Экзегетика. Этика) / блаженный Аврелий Августин
Две книги Евангельских вопросов
10.02.2021Две книги Евангельских вопросов / блаженный Аврелий Августин
«Вопросы Евангельские»: время создания, особенности экзегезы и перевод первых 17 вопросов
10.02.2021«Вопросы Евангельские»: время создания, особенности экзегезы и перевод первых 17 вопросов / Данная статья кандидата богословия, старшего преподавателя кафедры Библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии священника Алексея Сергеева является комментарием к выполненному впервые переводу с латинского на русский язык первых семнадцати вопросов толкования на Евангелие от Луки, входящих во вторую книгу двухтомного труда «Вопросы Евангельские» блаженного Августина Гиппонского. В настоящее время существует перевод первой книги «Вопросов Евангельских» — толкования избранных мест на Евангелие от Матфея, опубликованный в 1917 г. священноисповедником Василием (Богдашевским) в трудах КДА. Перевод же второй книги «Вопросов Евангельских», если он и был сделан святым, — утрачен. Восполняя возможную утрату перевода, данная статья впервые предлагает вниманию читателя анализ экзегетических методов блаженного Августина в «Вопросах Евангельских». Основной метод толкования святого Августина в данном труде — тропологический. Он известен также под названием монашеской, или нравственной, экзегезы. В контексте этого метода приводится аритмология святителя Гиппона, наиболее полно представленная в «Вопросах Евангельских». Рассматривается толкование всех цифр от одного до десяти, некоторых двузначных цифр, а также чисел десять и двадцать тысяч. / © Сергеев А., свящ. Толкование на Евангелие от Луки блаженного Августина Гиппонского по его «Вопросам Евангельским» (первые 17 вопросов): время создания, особенности экзегезы, и перевод // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 1–18. / Время чтения: 43 минуты
О предопределении святых
09.02.2021блаженный Аврелий Августин / О предопределении святых / Первая книга к Просперу и Иларию
О благодати и свободном решении*
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Содержание / К Валентину и подвизающимся с ним монахам адруметским, в одной книге
О благодати и свободном решении / Глава I
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава I / Вступление. Сложность и темнота поднятого вопроса
О благодати и свободном решении / Глава II
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава II / У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения / Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения / Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли
О благодати и свободном решении / Глава III
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава III / Незнание Божественных заповедей не является извинением для человека
О благодати и свободном решении / Глава IV
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава IV / При защите свободного решения следует оставить место также и для Божественной благодати / Без благодати Божией свободное решение не совершает ничего доброго. О воздержании
О благодати и свободном решении / Глава V
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава V / Наше обращение к Господу также происходит по благодати / Возражение пелагианам, говорящим, будто благодать Божия дается по нашим заслугам / Пример апостола Павла
О благодати и свободном решении / Глава VI
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава VI / После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги / Вновь об апостоле Павле / Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог
О благодати и свободном решении / Глава VII
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава VII / Слова апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил / Вера, действующая любовью
О благодати и свободном решении / Глава VIII
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава VIII / В каком смысле вечная жизнь является благодатью?
О благодати и свободном решении / Глава IX
08.02.2021О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава IX / Выражение апостола Иоанна: Благодать на благодать