Как не согрешить на поминках?



Как не согрешить на поминках? / Иерей Георгий Максимов / Когда нам приходится провожать в последний путь наших близких, все, даже неверующие, хотят, чтобы всё прошло правильно. Разумеется, хотят правильно проститься и верующие христиане. Однако очень часто, к сожалению, при этом многие совершают ошибки и даже грехи.



Поэтому хотелось бы поговорить о тех грехах, которые допускают люди при поминовении умерших. Прежде всего, конечно, стоит упомянуть суеверия. Наверное, больше всего суеверий в нашем народе связано именно с погребальными и поминальными обычаями. Особенно это касается людей нецерковных, и даже, бывает, совсем неверующих. Когда кто-то в семье умирает, они начинают вспоминать разные суеверия, которые от кого-то слышали. Например, что зеркала надо завесить, поставить рядом с фотографией умершего еду, а если человек был выпивающий – рюмку водки и т.п.

Существует множество самых разных суеверий, поскольку раньше в каждой деревне они были свои. А потом, переехав в города, люди привезли многие из них с собой.

https://youtu.be/uGLz9bPhlro

 

Всё это, конечно же, не должно быть допустимо в христианской семье. Еда или рюмка водки перед фотографией – это отголосок языческой практики принесения жертвы духам. Однако душа умершего не может есть, это тело ест или пьет, а душа ни есть, ни пить не может, и это ей совершенно ни к чему. Так что душе покойного всё это нисколько не поможет, а вот душам живых, кто это делает, повредит. Потому что это грех.

Разные суеверия, связанные с зеркалами, – мол, их непременно нужно завесить, – происходят от страха, что душа мертвеца вернется и заберёт кого-то из живых, взглянув с той стороны зеркала. У языческих народов очень много подобных ритуалов, продиктованных страхом, что душа умершего вернется и заберёт кого-то с собой. И вот ей нужно помешать, и якобы если завесить зеркало, то это поможет. Некоторые из наших современников так прямо и говорят. Другие же не говорят так, но они просто слышали, что так надо делать, и повторяют, не понимая, зачем.

Однако же мы, как христиане, понимаем, что человек живёт и умирает по воле Божией, а не из-за того, что какая-то душа умершего пришла и увела. Душа умершего уже действовать сама по себе не может, ей вообще не до того, чтобы бродить по земле и кого-то забирать. И чем бы она могла оперировать, если у неё тела нет? Наши души действуют в этом мире через тела. Лишившись тела, в материальном мире душа сама по себе действовать не может. Даже души святых не действуют сами по себе. Они могут молиться Господу и Господь действует по молитвам святых, но сама по себе душа умершего никого ни забирать, ни оставлять, ни что-то делать не способна. Поэтому все указанные страхи совершенно неуместны и нелепы.

Напротив, душа умершего нуждается в нашей помощи, мы можем помолиться за неё, и своей молитвой помочь. Как только христианин умер, сразу нужно прочитать « Молитву по исходе души из тела ». Стоит добавить также « Последование по исходе души из тела ».

Затем в храме заказать отпевание. А дома начинать чтение Псалтири. Это очень утешает и нередко хорошо действует даже на душу неверующего. Конечно, бывают разные обстоятельства, например, не отдают долго из морга тело, но если есть возможность, чтобы хотя бы ночь перед похоронами семья посидела у гроба и по очереди читали Псалтирь – это самый лучший способ проститься с умершим. Некоторые растягивают чтение Псалтыри на сорок дней и читают в удобное им время - так тоже можно. До сорокового дня можно читать и « Акафист за единоумершего » или  другие молитвы . При этом в храме подавая записки об упокоении на проскомидию.

В случае, если умерший не был верующим человеком, заказывать отпевание, разумеется, не нужно. Поскольку в тексте отпевания говорится, что умерший был православным христианином. Если он им не был, то читать над ним такие молитвы будет ложью и это совершенно ему не поможет. Однако вполне можно помолиться за него дома, в том числе и у гроба, прочитав  молитву преподобного Льва Оптинского .

Суеверные вещи, которые делают люди светские, нисколько не утешают их души. Я думаю, вы это наблюдали: когда человек сталкивается со смертью близкого, многие стараются отвлечься, устраивают суету на похоронах и поминках, чтобы таким образом отвлечься и не думать о том, что произошло. Потому что душа сама по себе утешение не может найти, но в молитве она может и найти утешение, и принять то, что произошло, и проститься молитвенно с близким. Поэтому следует именно по-христиански устраивать проводы наших умерших, если, конечно, они были христианами.

Какие ещё бывают грехи? Пьянство. Бывает, устраиваются на поминках такие возлияния, столько водки ставят и гости так напиваются, что некоторые даже забывают, из-за чего они собрались.

Порой значительная часть внимания уделяется тому, чтобы накрыть стол, и вот все садятся, едят и пьют, а о мертвом никто и слова не скажет. Что это за проводы, что это за поминки?

«Помин» - от слова «помнить», так что на поминках надо вспоминать умершего добрым словом и молитвенным пожеланием ему Царствия Небесного. А если о умершем человеке едва ли скажут пару слов за всё время застолья – что это за поминки?

Хорошо бы, конечно, по-христиански вообще отказаться от этих возлияний. По крайней мере, чтобы не было крепких напитков. Потому что крепкие напитки приводят к тому, что сидящие за столом очень быстро напиваются. А лучше было бы вместо этого, чтобы каждый сказал пару слов о том, что он помнит хорошего об умершем. Вот это действительно поминки, а не то, чтобы сесть и наесться-напиться, а потом разойтись по домам.

И ещё один грех есть, хотя он, в отличие от предыдущих, извинителен. С ним, конечно, трудно справиться людям, которые были особенно близки с умершим. Это чрезмерная скорбь, уныние, отчаяние.

В. Перов. Сцена на могиле

В. Перов. Сцена на могиле

Невозможно не скорбеть, когда умирает близкий человек. И Господь Иисус Христос, когда умер Лазарь, тоже показал скорбь, снизойдя к нашей человеческой немощи, и прослезился. Нельзя совсем не скорбеть о разлуке, особенно если разлука наступила внезапно.

Но, всё-таки, и впадать в отчаяние, или, как говорят в народе, убиваться по умершему, христианин не должен. Бывает, некоторые впадают в такую скорбь, которая расслабляет их, и меняет, и ломает человека на всю оставшуюся жизнь. Это не то, чего хочет Господь от нас. Нужно всё-таки из этой скорби выходить. Каким образом?

Во-первых, нашу скорбь мы должны утешать осознанием того, что разлука временна, а не вечна, и лучше переводить эту скорбь в молитву. Как только приходит память по умершему, и накатывается, и слёзы подступают и к сердцу, и к груди поступает – вместо этого не в слезу переводите, а в молитву.

Потому что от нашей молитвы умерший получит пользу, а от слез наших пользы никакой он не получит. Почаще стоит вспоминать о том, что все мы на земле временно, мы здесь как в гостинице, наступит срок и нам выселяться. Самая главная жизнь нас ожидает уже с Господом после всеобщего воскресения, там наш настоящий дом. И там мы встретимся с нашими православными близкими, с которыми расстались здесь.

Во-вторых в это время стоит больше трудиться, больше делать доброе другим людям. Тогда и нашим умершим родственникам будет отрадно за нас, если Господь им откроет о нашем состоянии. Их порадует, что мы проводим оставшееся время жизни с пользой, угодным Богу образом. А если мы только сидим и плачем и унываем, то это ни Богу не угодно, ни нам не полезно, ни умершим нашим неприятно.

Такие три греха, связанные с поминками, мне хотелось упомянуть и призвать их избегать. Провожая умершего молитвой и добрым словом, мы помогаем ему и достойно прощаемся, а провожая его в последний путь совершением грехов, мы тем самым позорим его память.

Так что православный человек, оказавшись на поминках, ни в суевериях ни в пьянках участвовать не должен. Если он сам является организатором поминок, то, разумеется, следует полностью исключить это. Если же он просто гость, а организаторы не являются близкими и единомысленными с ним людьми, то в таком случае, по крайней мере, нужно избегать всего того, что может быть воспринято как участие в суеверных обрядах или одобрение их. Если же неверующие гости и организаторы будут делать что-либо суеверное, то это уже их дело. Поминки не подходящее место для споров.

Если же вдруг христианин по состоянию здоровья чувствует, что его смерть может наступить вскоре, то вполне уместно с его стороны рассказать заранее родственникам, чтобы на его похоронах и поминках таких грехов не было.

А для тех, кому интересно узнать, что переживает душа умершего после смерти и как можно достойно подготовиться к собственной кончине, я рекомендую почитать книгу о. Даниила Сысоева " Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли ".

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/kak-ne-sogreshit-na-pominkah-5f5e6e4a354535081e8d8fa7

Просмотров: 244


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Как не согрешить на поминках?

По описанию (Google) - Как не согрешить на поминках? / Иерей Георгий Максимов / Когда нам приходится провожать в последний путь наших близких, все, даже неверующие, хотят, чтобы всё прошло правильно. Разумеется, хотят правильно проститься и верующие христиане. Однако очень часто, к сожалению, при этом многие совершают ошибки и даже грехи.

По названию (Yandex) - Как не согрешить на поминках?

По описанию (Yandex) - Как не согрешить на поминках? / Иерей Георгий Максимов / Когда нам приходится провожать в последний путь наших близких, все, даже неверующие, хотят, чтобы всё прошло правильно. Разумеется, хотят правильно проститься и верующие христиане. Однако очень часто, к сожалению, при этом многие совершают ошибки и даже грехи.

Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1661
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2205
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    245
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    398
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    707
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    1454
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    2632
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    795
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    2315
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    1237
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    1377
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    1328
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    2563
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    1267
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    2548
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    996
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    884
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    331
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    422
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    453
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    2069
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    774
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    2757
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    698
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1049
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    564
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    911

о Боге и Его Церкви...