Про религию и власть / Иерей Георгий Максимов
Нередко от людей неверующих можно услышать тезис, что религия придумана власть предержащими для того, чтобы помогать правителю утверждать свою власть и контролировать людей, подчинять их себе. Что по этому поводу можно сказать?
Ну, во-первых, если бы это было правдой, и религия возникла именно таким образом и с такими целями, то как тогда объяснить существование религии в тех сообществах, где нет власти? Были, и до сих пор остаются в некоторых уголках земли такие племена, которые не создали своих государств. Даже более того – и вождей у них нет, люди просто живут семьями, на значительном удалении от других семей, и так они живут тысячелетиями. То есть, власть предержащих среди них нет, а религия есть.
Уже в силу этого объяснить появление религии такими причинами невозможно.
Но если мы посмотрим на те сообщества, где была и есть государственная власть, то нужно признать, что из всего многообразия религий были такие, которые действительно можно назвать способствующими укреплению власти правителя. Это касается, конечно, тех религий, в которых правителя объявляли богом – например, в древнеегипетской религии фараон считался богом.
Фараон в древнем Египте.
Во времена языческой Римской империи тоже было определенное обожествление императоров. Такие религии были в прошлом, но именно, что были: как раз они и сошли на нет, исчезли.
Однако тот самый тезис, который мы обсуждаем, - его ведь неверующие адресуют не древним египтянам и не древним римлянам, они адресуют его православным христианам. А вот к христианству он совершенно точно не относится по той простой причине что христианство говорит, что ни правитель, ни император, ни король, ни царь, ни князь, ни президент – это не Бог.
Есть настоящий Бог, Который над всеми – и над царями, и над правителями. И есть Закон Бога, которому должны быть подчинены все, не исключая и правителей. Уже в силу этого христианство не было выгодно правителям, поскольку оно ставило правителя под Законом Бога, ограничивало его власть Законом Божиим. Да, в христианстве есть представление о том, что человек должен быть послушным и властям, и начальнику на работе, и родителям, но только до того момента, пока они не призывают сделать его что-то, что идёт вопреки Закону Божиему.
А как поступать христианину в этом случае, хорошо показывает пример из Деяний Апостольских, когда иудейские старейшины потребовали от апостолов, чтобы они прекратили проповедовать о Христе, то апостолы им сказали: рассудите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, чем Бога? (Деян.4:19) и не стали их слушаться. Это одно из наглядных выражений христианской идеи о том, что есть Бог, Который выше царя, Который, как сказано в Писании, низлагает царей и поставляет царей (Дан.2:21), владычествует над царством человеческим (Дан.4:14), страшен для царей земных (Пс.75:13), обращает князей в ничто (Ис.40:23), и Закон Его превыше любого царского закона. Эта идея отнюдь не была выгодна в глазах правителей, которые стремились к абсолютной власти. И христианские святые, авторитетные писатели вовсе не учили, что мы должны подчиняться правителю, чего бы он ни делал.
Я приведу в пример слова двух святых. Блаженный Августин говорит: «Пока мы верим в Бога, и пока мы призваны в Его Царство, мы не должны быть подчинены никакому человеку, который бы попытался уничтожить дар вечной жизни, данный нам Богом» (Комментарий на послание к Римлянам).
А вот что говорил преподобный Иосиф Волоцкий: «Всякий царь или князь, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны. Не Божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью» (Просветитель).
В той же языческой Римской империи христиане массово и систематически отказывались подчиняться всенародным приказам императора, когда те шли вопреки Закону Божию. В частности, когда шла речь о приказах принести жертву гению императора. Известны и другие случаи массового неповиновения. Например Фиванский легион, который отказался исполнять приказ императора и участвовать в гонениях на христиан, потому что военнослужащие этого легиона сами были христианами.
Более того, на протяжении истории многократно иерархи Церкви обличали тех правителей, которые нарушали Закон Божий. В 390 году святитель Амвросий Медиоланский публично обличил императора Феодосия за проявленную им жестокость при подавлении восстания в Фессалониках, и император Римской империи подчинился, снял с себя знаки императорского достоинства и публично покаялся.
Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в храм.
В 857 году патриарх Игнатий Константинопольский не только отказался выполнить беззаконную просьбу регента Варды, но и всенародно отлучил его от причастия в наказание за грех.
В 906 году патриарх Николай Константинопольский отлучил от причастия императора Льва VI за его четвертый брак.
В 1261 году патриарх Арсений Константинопольский отлучил императора Михаила Палеолога за то, что тот ослепил девятилетнего сына предыдущего императора.
В 1586 году святитель Филипп Московский всенародно обличил царя Ивана Грозного.
В 1741 году митрополит Арсений (Мацеевич) отказался присягать императрице Елизавете, а в 1763 году он же подверг публичной критике императрицу Екатерину II за отнятие церковных земель и даже возгласил ей анафему.
Все эти случаи были возможны именно в силу того, что согласно христианскому учению Бог выше любого правителя, и любой правитель подсуден Закону Божию.
Как писал исследователь Бертран де Жувенель, «священный король Средневековья являет нам власть наименее свободную и наименее самоуправную – настолько только мы можем себе это представить. Ибо она связана одновременно человеческим законом, обычаем и Божественным законом» [1].
И подтверждению этого тезиса, а именно то, что религия христианская ограничивала власть христианского государя, свидетельствует эпизод, произошедший в 1077 году на Западе. А именно, во время спора папы Римского с императором Священной Римской империи Генрихом IV папа Римский отлучил его от причастия. И императору Генриху пришлось отправиться в Каноссу, где был тогда папа Римский, причем он надел власяницу на себя, шел босиком, и когда пришёл к крепости где жил папа, ему не открывали ворота три дня. Три дня он стоял перед воротами, пока его не впустили. И когда его впустили, он опустился на колени перед папой Римским и принес покаяние.
Генрих IV у ворот Каноссы.
Поэтому когда вы услышите в очередной раз о том, что христианство придумано для того, чтобы там помогать властям властвовать над нами, вспомните императора Генриха IV-го – он бы с этим не согласился.
Конечно, так заканчивались далеко не все случаи отлучения. Многие из случаев, которые я упоминал ранее, заканчивались тем, что тех патриархов или митрополитов, которые выступали с обличением власти, смещали, отправляли в ссылку, но это всё равно становилось проблемой для правителей, которые так поступали, вызывало народное возмущение и в конце концов побеждала точка зрения, которую отстаивали изгнанные церковные иерархи.
На самом деле процесс секуляризации, начавшийся в Западной Европе, в значительной степени был поддержан правителями именно для того, чтобы их власть не испытывала такого ограничения, которое накладывало на них христианство.
Ну а если говорить про эффективность, то эффективнее всего помогает создать общество, полностью подчиненное и наиболее контролируемое, не религия, а именно атеизм. Достаточно посмотреть на атеистические страны – например, Северную Корею. В плане управления, подчинения и контроля они справились без религии, и справились намного лучше, чем в тех странах, где живут согласно законам веры. Это не только КНДР касается. Можно вспомнить и режим Пол Пота в Камбодже, и коммунистическую Албанию, Китай, да и наше советское прошлое.
Так что тот тезис, который атеисты высказывают в адрес христиан, на самом деле с большим основанием можно отнести к ним самим. Глядя на историю атеистических режимов, можно скорее задаться вопросом: а не связан ли выбор атеизма у их правителей с желанием удобнее создавать тоталитарное общество, которому бы не мешала религия с ее идеей о приоритете божественных законов над земными и Бога над правителем?
Как бы то ни было, в случае с Православием, все выше сказанное отражено в официальных церковных документах как актуальная позиция Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» написано:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» (III.5).
[1] Цит. по: Станкевичюс А. Отношения государства и Церкви: краткий исторический обзор.
Просмотров: 454
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - Про религию и власть / Иерей Георгий Максимов
По названию (Yandex) - Про религию и власть / Иерей Георгий Максимов
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...
1553 -
03.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...
2135 -
06.01.2024
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...
141 -
29.11.2023
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...
198 -
23.11.2023
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
355 -
01.10.2023
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...
577 -
01.10.2023
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...
1533 -
01.10.2023
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...
511 -
01.10.2023
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...
1485 -
01.10.2023
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...
534 -
01.10.2023
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...
812 -
01.10.2023
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...
670 -
01.10.2023
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...
1677 -
01.10.2023
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...
599 -
01.10.2023
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...
1671 -
01.10.2023
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...
641 -
21.09.2023
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
353 -
21.09.2023
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...
224 -
21.09.2023
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...
312 -
21.09.2023
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...
299 -
08.09.2023
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...
1231 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
559 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
1873 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
512 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
794 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
338 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
488