Про религию и власть / Иерей Георгий Максимов



Нередко от людей неверующих можно услышать тезис, что религия придумана власть предержащими для того, чтобы помогать правителю утверждать свою власть и контролировать людей, подчинять их себе. Что по этому поводу можно сказать?



 

https://youtu.be/aSdFFrufdA8

 

Ну, во-первых, если бы это было правдой, и религия возникла именно таким образом и с такими целями, то как тогда объяснить существование религии в тех сообществах, где нет власти? Были, и до сих пор остаются в некоторых уголках земли такие племена, которые не создали своих государств. Даже более того – и вождей у них нет, люди просто живут семьями, на значительном удалении от других семей, и так они живут тысячелетиями. То есть, власть предержащих среди них нет, а религия есть. 

Уже в силу этого объяснить появление религии такими причинами невозможно.

Но если мы посмотрим на те сообщества, где была и есть государственная власть, то нужно признать, что из всего многообразия религий были такие, которые действительно можно назвать способствующими укреплению власти правителя. Это касается, конечно, тех религий, в которых правителя объявляли богом – например, в древнеегипетской религии фараон считался богом.

Фараон в древнем Египте.

Фараон в древнем Египте.

Во времена языческой Римской империи тоже было определенное обожествление императоров. Такие религии были в прошлом, но именно, что были: как раз они и сошли на нет, исчезли.

Однако тот самый тезис, который мы обсуждаем, - его ведь неверующие адресуют не древним египтянам и не древним римлянам, они адресуют его православным христианам. А вот к христианству он совершенно точно не относится по той простой причине что христианство говорит, что ни правитель, ни император, ни король, ни царь, ни князь, ни президент – это не Бог.

Есть настоящий Бог, Который над всеми – и над царями, и над правителями. И есть Закон Бога, которому должны быть подчинены все, не исключая и правителей. Уже в силу этого христианство не было выгодно правителям, поскольку оно ставило правителя под Законом Бога, ограничивало его власть Законом Божиим. Да, в христианстве есть представление о том, что человек должен быть послушным и властям, и начальнику на работе, и родителям, но только до того момента, пока они не призывают сделать его что-то, что идёт вопреки Закону Божиему.

А как поступать христианину в этом случае, хорошо показывает пример из Деяний Апостольских, когда иудейские старейшины потребовали от апостолов, чтобы они прекратили проповедовать о Христе, то апостолы им сказали: рассудите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, чем Бога? (Деян.4:19) и не стали их слушаться. Это одно из наглядных выражений христианской идеи о том, что есть Бог, Который выше царя, Который, как сказано в Писании, низлагает царей и поставляет царей (Дан.2:21), владычествует над царством человеческим (Дан.4:14), страшен для царей земных (Пс.75:13), обращает князей в ничто (Ис.40:23), и Закон Его превыше любого царского закона. Эта идея отнюдь не была выгодна в глазах правителей, которые стремились к абсолютной власти. И христианские святые, авторитетные писатели вовсе не учили, что мы должны подчиняться правителю, чего бы он ни делал.

Я приведу в пример слова двух святых. Блаженный Августин говорит: «Пока мы верим в Бога, и пока мы призваны в Его Царство, мы не должны быть подчинены никакому человеку, который бы попытался уничтожить дар вечной жизни, данный нам Богом» (Комментарий на послание к Римлянам).

А вот что говорил преподобный Иосиф Волоцкий: «Всякий царь или князь, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны. Не Божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью» (Просветитель).

В той же языческой Римской империи христиане массово и систематически отказывались подчиняться всенародным приказам императора, когда те шли вопреки Закону Божию. В частности, когда шла речь о приказах принести жертву гению императора. Известны и другие случаи массового неповиновения. Например Фиванский легион, который отказался исполнять приказ императора и участвовать в гонениях на христиан, потому что военнослужащие этого легиона сами были христианами.

Более того, на протяжении истории многократно иерархи Церкви обличали тех правителей, которые нарушали Закон Божий. В 390 году святитель Амвросий Медиоланский публично обличил императора Феодосия за проявленную им жестокость при подавлении восстания в Фессалониках, и император Римской империи подчинился, снял с себя знаки императорского достоинства и публично покаялся.

Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в храм.

Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в храм.

В 857 году патриарх Игнатий Константинопольский не только отказался выполнить беззаконную просьбу регента Варды, но и всенародно отлучил его от причастия в наказание за грех.

В 906 году патриарх Николай Константинопольский отлучил от причастия императора Льва VI за его четвертый брак.

В 1261 году патриарх Арсений Константинопольский отлучил императора Михаила Палеолога за то, что тот ослепил девятилетнего сына предыдущего императора.

В 1586 году святитель Филипп Московский всенародно обличил царя Ивана Грозного.

В 1741 году митрополит Арсений (Мацеевич) отказался присягать императрице Елизавете, а в 1763 году он же подверг публичной критике императрицу Екатерину II за отнятие церковных земель и даже возгласил ей анафему.

Все эти случаи были возможны именно в силу того, что согласно христианскому учению Бог выше любого правителя, и любой правитель подсуден Закону Божию.

Как писал исследователь Бертран де Жувенель, «священный король Средневековья являет нам власть наименее свободную и наименее самоуправную – настолько только мы можем себе это представить. Ибо она связана одновременно человеческим законом, обычаем и Божественным законом» [1].

И подтверждению этого тезиса, а именно то, что религия христианская ограничивала власть христианского государя, свидетельствует эпизод, произошедший в 1077 году на Западе. А именно, во время спора папы Римского с императором Священной Римской империи Генрихом IV папа Римский отлучил его от причастия. И императору Генриху пришлось отправиться в Каноссу, где был тогда папа Римский, причем он надел власяницу на себя, шел босиком, и когда пришёл к крепости где жил папа, ему не открывали ворота три дня. Три дня он стоял перед воротами, пока его не впустили. И когда его впустили, он опустился на колени перед папой Римским и принес покаяние.

Генрих IV у ворот Каноссы.

Генрих IV у ворот Каноссы.

Поэтому когда вы услышите в очередной раз о том, что христианство придумано для того, чтобы там помогать властям властвовать над нами, вспомните императора Генриха IV-го – он бы с этим не согласился.

Конечно, так заканчивались далеко не все случаи отлучения. Многие из случаев, которые я упоминал ранее, заканчивались тем, что тех патриархов или митрополитов, которые выступали с обличением власти, смещали, отправляли в ссылку, но это всё равно становилось проблемой для правителей, которые так поступали, вызывало народное возмущение и в конце концов побеждала точка зрения, которую отстаивали изгнанные церковные иерархи.

На самом деле процесс секуляризации, начавшийся в Западной Европе, в значительной степени был поддержан правителями именно для того, чтобы их власть не испытывала такого ограничения, которое накладывало на них христианство.

Ну а если говорить про эффективность, то эффективнее всего помогает создать общество, полностью подчиненное и наиболее контролируемое, не религия, а именно атеизм. Достаточно посмотреть на атеистические страны – например, Северную Корею. В плане управления, подчинения и контроля они справились без религии, и справились намного лучше, чем в тех странах, где живут согласно законам веры. Это не только КНДР касается. Можно вспомнить и режим Пол Пота в Камбодже, и коммунистическую Албанию, Китай, да и наше советское прошлое.

Так что тот тезис, который атеисты высказывают в адрес христиан, на самом деле с большим основанием можно отнести к ним самим. Глядя на историю атеистических режимов, можно скорее задаться вопросом: а не связан ли выбор атеизма у их правителей с желанием удобнее создавать тоталитарное общество, которому бы не мешала религия с ее идеей о приоритете божественных законов над земными и Бога над правителем?

Как бы то ни было, в случае с Православием, все выше сказанное отражено в официальных церковных документах как актуальная позиция Церкви. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» написано:

«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» (III.5).

[1] Цит. по: Станкевичюс АОтношения государства и Церкви: краткий исторический обзор.

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/pro-religiiu-i-vlast-5f60d5725622142b9350cd9c

Просмотров: 454


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1553
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2135
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    141
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    198
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    355
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    577
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    1533
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    511
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    1485
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    534
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    812
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    670
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    1677
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    599
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    1671
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    641
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    353
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    224
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    312
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    299
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    1231
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    559
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1873
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    512
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    794
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    338
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    488

о Боге и Его Церкви...