Часть 3



Часть 3 / священник Георгий Максимов / Вне Церкви нет спасения



3. Но православных христиан в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много

   Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24)
   С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (Лк.14:24), и не называл бы Церковь «малым стадом» (Лк.12:32).
   Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Иисус ХристосЦарство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.
   Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 22 июля 1957 г. / Проповеди. Т.2. Симферополь, 2003. С. 83].
   Как-то раз автору этих строк довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времен. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них – ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).
   Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами – это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных ученых и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путем. Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой – вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует свое неприятие христианской веры. Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то что спасающихся – а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама, говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных, приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота. В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота – и тогда Господь не посылает туда золотодобытчиков.

 

3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?

   На вопрос о том, для чего же существуют народы, не желающие познать истины, исчерпывающий ответ даёт преподобный Амвросий Оптинский: «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится» [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].
   Некоторые спрашивают и о том, зачем вообще Бог сотворил тех, про кого знал, что они отвергнут Его и окажутся в аду. На этот вопрос тоже отвечали святые отцы, в частности, ему посвятил одну из своих бесед свт. Григорий Палама. Он указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154–155].
   Действительно, если бы Бог создал только тех, кто будет добрым и благодарным Ему, то где и в чём была бы свобода? Существование тех, кто становятся чадами вечного ада, яснее всего доказывает подлинность божественного дара свободы. Это напоминает нам о реальности и серьёзности нашего выбора, и о нашей ответственности за него.
   Святой отец также замечает, что если бы Бог при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.
   Другие отцы говорили, что Бог сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46-47). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.
   Рассуждение о том, что Богу не выгодно и не практично создавать тех, кто отвернётся от Него, – это взгляд «мытарей и язычников». Это суетная человеческая логика, но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис.55:8). Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, – для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156–157].
   По тем же причинам Бог, создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его.

Просмотров: 453


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Часть 3

По описанию (Google) - Часть 3 / священник Георгий Максимов / Вне Церкви нет спасения

По названию (Yandex) - Часть 3

По описанию (Yandex) - Часть 3 / священник Георгий Максимов / Вне Церкви нет спасения

Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    2101
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2610
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    758
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    951
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    1766
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    2747
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    4207
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    1335
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    3703
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    1961
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    2149
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    2283
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    3792
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    2116
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    3514
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    1540
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    1392
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    973
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    1058
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    1278
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    2990
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1611
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    3678
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1457
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    2068
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1398
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1398

о Боге и Его Церкви...