Вступление



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление



«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.

У православных до определенного времени не было подобных вероизложений, одобренных Церковью, и в непростую эпоху, ознаменованную появлением протестантизма, православные богословы и апологеты были вынуждены пользоваться краткими древними исповеданиями и частными новыми сочинениями, чего было явно недостаточно. Церковный историк и богослов митрополит Макарий (Булгаков), так описывает сложившуюся ситуацию: «С XVI века, когда на Западе появилась Реформация, вскоре разделившаяся на секты, когда последователи ее, или протестанты, начали жаркие споры и с латинянами, и между собою, и с православными, проникая в разные страны мира, когда возникли новые догматические вопросы и заблуждения и как протестанты, так и латиняне признали нужным составить подробные изложения своего учения с его отличительными чертами, т. е. Катехизисы, прежние изложения веры православных оказывались уже недостаточными: в них нельзя было находить прямых ответов на новые вопросы и против новых заблуждений. И неудивительно, если.. Стефан Зизаний и другие западнорусские писатели по некоторым вопросам, не имея положительного руководства своей Церкви, ошибались и разногласили между собою, а латиняне и униаты укоряли православных, что они не в состоянии дать отчета в своих верованиях и уклоняются в разные протестантские заблуждения и ереси. Все это заставляло православных чувствовать нужду в таком же подробном изложении своей веры, какое имели уже у себя их противники – латиняне и протестанты» (История Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/5_5) .

Такое вероизложение действительно появилось. Его создание инициировал киевский митрополит Петр (Могила), благодаря которому документ под названием «Изложение Российской веры» был подготовлен, рассмотрен и принят собором в Киеве (1640 г.). Но принятие его нельзя считать безусловным, поскольку ряд вопросов остался нерешенным силами собора, и его решили направить для рассмотрения в Константинополь. Следующее обсуждение документа произошло на соборе в Яссах (1643 г.), тогда это была территория Молдавского княжества. Здесь отцы собора, среди которых были представители константинопольского патриарха, по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, «соделав своим руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога.. после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания с успехом окончили сию книгу, совершенно очистив ее от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1842. С. 4 (предисловие).) . То есть, изложение веры представляло собой тщательно переработанный текст, очищенный от всяких лжеучений, которые могли оставаться там на первом этапе.

Исправленная версия катехизиса, изданного впоследствии под названием «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», была принята Ясским Собором и направлена им на утверждение восточным патриархам. Это утверждение состоялось 11 марта 1643 г. на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали все греческие патриархи – Константинопольский Парфений, Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, а также 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви. Повторное одобрение документ получил на Иерусалимском соборе 1672 года, который объявил его исповеданием, «которое принимала и принимает вся Восточная Церковь» (Цит. по: Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1: The History of Creeds. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.v.vi.html) .

Так появился первый в истории общеправославный катехизис, утвержденный Ясским 1643 года, Константинопольским 1645 года (при участии четырех восточных патриархов), Иерусалимским собором 1672 года, а в XIX веке и Святейшим Синодом Русской Церкви (Дореволюционные издания данной символической книги сопровождались резолюцией: «Печатано по определению Святейшего Правительствующего Синода».) . Таким образом, было выполнено условие общецерковного одобрения, что позволяет считать данный документ ни в чем не уступающим определению Вселенского собора (См. Никодим, еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 451-452. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. Минск, 2000. С. 465, 467.) . До революции его изучали в семинариях, им были обязаны поверять подробности учения веры и нравственности богословы и преподаватели, а в 1837 году Святейший Синод издал указ о напечатании этой книги в количестве около 30.000 экземпляров «для снабжения оным всех церквей империи» (Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911. С. 13.) .

Документ состоит из трех разделов, соответственно главным христианским добродетелям – вере, надежде и любви. Первый раздел, представленный в данном переводе, преимущественно содержит вероучительные положения, однако встречаются здесь и дисциплинарные каноны (См. определение о церковных заповедях (вопр. 87-95)) . В основу нового, первого с XIX века перевода на современный русский язык, положен оригинальный текст издания The Сreeds of Christendom: with a History and Critical notes. Vol. 2: The Greek and Latin Creeds with translations. New York, 1878.

Завершить вступление хотелось бы словами британского и немецкого православного богослова Дж. Овербека (1821-1905): «Среди многих православных катехизисов нет более авторитетного, нет более обстоятельного, чем «Православное исповедание» Петра Могилы.. Ясский Собор исследовал его, и в 1643 году четыре Патриарха утвердили и рекомендовали его как надежное и верное руководство для всех православных христиан. Как правило, англиканские и протестантские богословы, видя согласие нашего Катехизиса с выражениями и учениями Тридентского собора, осуждали его, как зараженного латинством. Но они все время забывали, что Латинская Церковь сохранила большую часть православного учения, и, что общее противостояние Греческой и Латинской Церквей против проникновения протестантизма на Восток и Запад могло бы только приветствовать точки соприкосновения этих двух Церквей. Впрочем, тщательное изучение и одобрение высших церковных властей является верной гарантией того, что наша вера здесь представлена чистой и незапятнанной» (The Orthodox Confession of the Catholic and Apostolic Eastern Church. London, 1898. P. 4.) .

чтец Сергий Федоров, магистр богословия.

Просмотров: 345


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Вступление

По описанию (Google) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

По названию (Yandex) - Вступление

По описанию (Yandex) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1560
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2146
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    158
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    252
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    405
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    750
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    1800
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    588
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    1662
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    680
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    917
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    824
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    1862
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    782
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    1861
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    734
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    479
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    248
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    338
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    358
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    1415
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    618
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    2101
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    564
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    878
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    413
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    588

о Боге и Его Церкви...