Вступление



Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление



«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.

У православных до определенного времени не было подобных вероизложений, одобренных Церковью, и в непростую эпоху, ознаменованную появлением протестантизма, православные богословы и апологеты были вынуждены пользоваться краткими древними исповеданиями и частными новыми сочинениями, чего было явно недостаточно. Церковный историк и богослов митрополит Макарий (Булгаков), так описывает сложившуюся ситуацию: «С XVI века, когда на Западе появилась Реформация, вскоре разделившаяся на секты, когда последователи ее, или протестанты, начали жаркие споры и с латинянами, и между собою, и с православными, проникая в разные страны мира, когда возникли новые догматические вопросы и заблуждения и как протестанты, так и латиняне признали нужным составить подробные изложения своего учения с его отличительными чертами, т. е. Катехизисы, прежние изложения веры православных оказывались уже недостаточными: в них нельзя было находить прямых ответов на новые вопросы и против новых заблуждений. И неудивительно, если.. Стефан Зизаний и другие западнорусские писатели по некоторым вопросам, не имея положительного руководства своей Церкви, ошибались и разногласили между собою, а латиняне и униаты укоряли православных, что они не в состоянии дать отчета в своих верованиях и уклоняются в разные протестантские заблуждения и ереси. Все это заставляло православных чувствовать нужду в таком же подробном изложении своей веры, какое имели уже у себя их противники – латиняне и протестанты» (История Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/5_5) .

Такое вероизложение действительно появилось. Его создание инициировал киевский митрополит Петр (Могила), благодаря которому документ под названием «Изложение Российской веры» был подготовлен, рассмотрен и принят собором в Киеве (1640 г.). Но принятие его нельзя считать безусловным, поскольку ряд вопросов остался нерешенным силами собора, и его решили направить для рассмотрения в Константинополь. Следующее обсуждение документа произошло на соборе в Яссах (1643 г.), тогда это была территория Молдавского княжества. Здесь отцы собора, среди которых были представители константинопольского патриарха, по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, «соделав своим руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога.. после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания с успехом окончили сию книгу, совершенно очистив ее от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1842. С. 4 (предисловие).) . То есть, изложение веры представляло собой тщательно переработанный текст, очищенный от всяких лжеучений, которые могли оставаться там на первом этапе.

Исправленная версия катехизиса, изданного впоследствии под названием «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», была принята Ясским Собором и направлена им на утверждение восточным патриархам. Это утверждение состоялось 11 марта 1643 г. на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали все греческие патриархи – Константинопольский Парфений, Александрийский Иоанникий, Антиохийский Макарий, Иерусалимский Паисий, а также 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви. Повторное одобрение документ получил на Иерусалимском соборе 1672 года, который объявил его исповеданием, «которое принимала и принимает вся Восточная Церковь» (Цит. по: Schaff P. Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. V. 1: The History of Creeds. URL: https://www.ccel.org/ccel/schaff/creeds1.v.vi.html) .

Так появился первый в истории общеправославный катехизис, утвержденный Ясским 1643 года, Константинопольским 1645 года (при участии четырех восточных патриархов), Иерусалимским собором 1672 года, а в XIX веке и Святейшим Синодом Русской Церкви (Дореволюционные издания данной символической книги сопровождались резолюцией: «Печатано по определению Святейшего Правительствующего Синода».) . Таким образом, было выполнено условие общецерковного одобрения, что позволяет считать данный документ ни в чем не уступающим определению Вселенского собора (См. Никодим, еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 451-452. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. Минск, 2000. С. 465, 467.) . До революции его изучали в семинариях, им были обязаны поверять подробности учения веры и нравственности богословы и преподаватели, а в 1837 году Святейший Синод издал указ о напечатании этой книги в количестве около 30.000 экземпляров «для снабжения оным всех церквей империи» (Пономарев П. П. Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности // Православная Богословская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911. С. 13.) .

Документ состоит из трех разделов, соответственно главным христианским добродетелям – вере, надежде и любви. Первый раздел, представленный в данном переводе, преимущественно содержит вероучительные положения, однако встречаются здесь и дисциплинарные каноны (См. определение о церковных заповедях (вопр. 87-95)) . В основу нового, первого с XIX века перевода на современный русский язык, положен оригинальный текст издания The Сreeds of Christendom: with a History and Critical notes. Vol. 2: The Greek and Latin Creeds with translations. New York, 1878.

Завершить вступление хотелось бы словами британского и немецкого православного богослова Дж. Овербека (1821-1905): «Среди многих православных катехизисов нет более авторитетного, нет более обстоятельного, чем «Православное исповедание» Петра Могилы.. Ясский Собор исследовал его, и в 1643 году четыре Патриарха утвердили и рекомендовали его как надежное и верное руководство для всех православных христиан. Как правило, англиканские и протестантские богословы, видя согласие нашего Катехизиса с выражениями и учениями Тридентского собора, осуждали его, как зараженного латинством. Но они все время забывали, что Латинская Церковь сохранила большую часть православного учения, и, что общее противостояние Греческой и Латинской Церквей против проникновения протестантизма на Восток и Запад могло бы только приветствовать точки соприкосновения этих двух Церквей. Впрочем, тщательное изучение и одобрение высших церковных властей является верной гарантией того, что наша вера здесь представлена чистой и незапятнанной» (The Orthodox Confession of the Catholic and Apostolic Eastern Church. London, 1898. P. 4.) .

чтец Сергий Федоров, магистр богословия.

Просмотров: 253


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Вступление

По описанию (Google) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

По названию (Yandex) - Вступление

По описанию (Yandex) - Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной / ЧАСТЬ I: О ВЕРЕ / Вступление

Вопрос-ответ

последние вопросы

Ольга 2022-07-31 19:34:08

Здравствуйте. Подскажите, у моего родственника в четверг будет 7 лет, как умер. Можно ли поминальный стол устроить не в четверг, а раньше. Например, завтра, в субботу?

Ответ:

Здравствуйте, лучше тогда собраться в следующую субботу, после четверга.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    486
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    1138
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...

    1331
  • 23.04.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям...

    150
  • 19.03.2022

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастыр...

    159
  • 26.12.2021

    Протестант попал в Церковь Нового Завета. Для спасения одной Библии мало, нужно быт...

    285
  • 23.11.2021

    Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, пос...

    263
  • 19.11.2021

    Сюрприз для протестантов | Библейские беседы

    303
  • 02.11.2021

    О деструктивных организациях, действующих на территории РФ | Протоиерей Александр Н...

    326
  • 30.10.2021

    Падение "миссионеров" и модернизм | Иерей Георгий Максимов | Лучшее из интервью на ...

    323
  • 29.10.2021

    Профессор Роман Силантьев: «Мы наблюдаем рассвет медицинской конспирологии. Она отв...

    315
  • 28.10.2021

    Хэллоуин: что это и как относиться? отец Георгий Максимов

    322
  • 25.10.2021

    Интервью с Митрополитом Тихоном (Шевкуновым) / Его называют духовником Владимира Пу...

    299
  • 22.10.2021

    Роман Силантьев - С толком TALK | 7 мая 2021 г. | Секты, деструктивные сообщества |...

    225
  • 22.10.2021

    Плод веры. 15 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструкти...

    235
  • 22.10.2021

    Плод веры. 8 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструктив...

    222
  • 22.10.2021

    О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственны...

    367
  • 14.10.2021

    Когда Бог не принимает жертвы и молитвы / о. Георгий Максимов

    163
  • 14.10.2021

    ПОПЫ НА МЕРСЕДЕСАХ. О.Георгий Максимов о Церкви и власти, Михалкове и богатстве / В...

    197
  • 13.10.2021

    Ошибки при исповеди: как их избежать? / Иерей Георгий Максимов

    205
  • 11.10.2021

    Учение о мытарствах и его противники | Иерей Георгий Максимов | Записал подробное в...

    181
  • 09.10.2021

    Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 2)

    176
  • 09.10.2021

    Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 1)

    198
  • 09.10.2021

    «На их руках кровь». Сектовед Силантьев о лжестарцах и псевдоправославных сектах

    203
  • 07.10.2021

    Святейший Патриарх Алексий II о Кочеткове: «Какая дьявольская гордыня». Именно го...

    179
  • 07.10.2021

    «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещае...

    214
  • 07.10.2021

    ПСЕВДОПРАВОСЛАВИЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БРАТСТВА" священника Георгия Кочеткова | 2021 | ...

    205
  • 04.10.2021

    Разговор со священником, желавшим получить совет, как вести ему беседы с именуемыми...

    242

о Боге и Его Церкви...