Самая действенная молитва



Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго (или грешную) / Самая действенная молитва / Иерей Георгий Максимов



Каждому известна ситуация, когда мысли плохие лезут в голову, или чувства злые и нечистые охватывают сердце. Многие из-за этого начинают смущаться: что это? Откуда? Значит, вот это во мне сидит? Но христиане знают, что это от врага, от злых духов, которые таким образом стараются нас искусить. Знают, что нужно стараться свой ум и своё сердце от таких неугодных Богу мыслей и чувств очищать.

Но как, с помощью чего?

Некоторые стараются это сделать с помощью воображения, например, представляют что-то другое, чтобы на это переключить внимание. Кто-то начинает спорить с дурными мыслями. Но и то, и другое неправильно и неэффективно. Святые отцы говорят, что нужно отсекать это всё Иисусовой молитвой.

Иисусова молитва знакома почти всем православным христианам. Она очень короткая и простая:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго (или грешную).

Фото из архива автора

Фото из архива автора

Прообраз Иисусовой молитвы мы встречаем в Евангелии, где описывается, как один слепец сидел на дороге, мимо него проходил Господь, сопровождаемый толпою народа, и он, услышав, что проходит Иисус, стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:46). Фактически это та же самая Иисусова молитва, но произнесенная в ту меру, в которую этот человек мог её тогда произнести. Мы-то сейчас знаем, что Иисус не просто Сын Давидов, но Сын Божий, поэтому и произносим ее: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

И не входя ни в спор, ни в рассмотрение с этими дурными помыслами или чувствами которые в нас пытаются поселить злые духи, нужно Иисусовой молитвой отсекать их все, как в псалме сказано: «обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им» (Пс.117:11). Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что это сказано как раз-таки про Иисусову молитву, равно как и обещание Господа о том, что ученики Его именем Его бесов изгонят. Этот совет мы встретим у очень многих наших святых.

Но, конечно, Иисусову молитву нужно произносить не только для того, чтобы отгонять злые помыслы. Молитва – это наш путь к Богу, и именно для приближения Господу мы прежде всего молимся.

Процитирую слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается.

А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамени. Иисусова молитва разрушает все дьявольские приражения, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит».

Думаю, что как раз с этим связано распространение среди некоторых христиан представлений о том, что Иисусовой молитвой заниматься опасно, ее, дескать, только высокие подвижники могут произносить, а так если начнёшь её произносить, то в прелесть впадёшь. Мне рассказывали, как однажды эту мысль наши паломники высказали в беседе с одним греческим старцем, на что он ответил: «То, что вы сейчас сказали, это и есть прелесть».

Приведу также слова валаамского старца Иоанна, который в середине прошлого века говорил: «Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы. Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы! Не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния».

Нужно упомянуть, что есть несколько степеней или уровней Иисусовой молитвы. Первая степень – это устная молитва, когда человек просто произносит или устами, или даже про себя слова этой молитвы, и этим всё ограничивается.

Приведу определение преподобного Варсонофия: «Первая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение. Вторая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался».

Что касается этой самой простой, начальной степени устной Иисусовой молитвы, то она совершенно доступна для всех, не требует подготовки, не требует каких-то особых благословений, и, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, «устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую».

В каком случае может возникнуть опасность? В том случае, когда человек, особенно если он будет читать аскетическую литературу о высших степенях Иисусовой молитвы, решит сразу же на эти степени воспарить, начать сводить ум в сердце и так далее, и, конечно же, прельщаться, что вот я, как один из древних великих подвижников, занимаюсь исихазмом, творю умную сердечную молитву. Здесь человек может начать обольщаться, но не из-за собственно молитвы, а от гордости, как отмечал валаамский старец Иоанн.

Фото автора (иерея Георгия Максимова).

Фото автора (иерея Георгия Максимова).

Однако мы говорим о самой простой устной молитве. Может ли молиться ей мирянин? Оптинские старцы и другие святые говорят: да. В частности, святой Алексий Мечёв говорил: «Знаешь свой долг, и нужно его спокойно и твердо исполнять. Иисусову молитву читать нужно. Как о любимом предмете человек всегда думает, так и о Господе должен думать и носить Его в своем сердце». И преподобный Варсонофий Оптинский также воодушевлял и мирян молиться Иисусовой молитвой: «Прежде молитву Иисусову проходили не только монахи, она была обязательна и для мирских. Теперь даже монахи недоверчиво относятся к этому подвигу».

Несколько простых правил при совершении устной Иисусовой молитвы.

Во-первых, не следует подключать воображение, не нужно представлять себе образ Христа, допустим, или что-либо еще воображать. Также не следует выдавливать из себя каких-то чувств, если их на самом деле мы не испытываем.

Конечно, вы можете найти у святых отцов слова, что хорошо Иисусову молитву произносить с сердечным сокрушением, с чувством покаяния. Но вполне может так быть, что у нас в данный момент нет должного чувства, и это не может быть препятствием к совершению Иисусовой молитвы.

И тем более опасно приводить себя искусственно в какие-то чувства. Подлинное чувство сокрушения и покаяния – это дар от Бога. И если мы этого дара не сподобились получить, то стараться выдавить из себя самих что-то подобное означает делать какой-то суррогат.

Само по себе представление о том, что молитва должна сопровождаться какими-то особыми чувствами, - восторженными, умилительными или благоговейными – это представление неправильное. Достаточно, чтобы слова молитвы произносились со вниманием.

Просто со вниманием произносить слова молитвы, и всё.

Если Господь захочет нам подарить чувство сокрушения, покаянного настроя, то Он подарит тогда, когда Ему это будет угодно. Но скорее всего Ему это будет угодно тогда, когда мы уже молимся, чем тогда, когда мы вообще не молимся.

У некоторых есть такое смущение: ну как же я буду молиться, если в сердце ничего не ощущаю при этом? Не является ли такая молитва бесполезной?

Преподобный Варсонофий рассказывал, что к нему пришел монах в расслабленном духовном состоянии за советом, и преподобный сказал: «Произносите всегда Иисусову молитву, и все предоставьте воле Божией.

— Но какая же польза от этой молитвы, если в ней не участвует ни ум, ни сердце?

— Громадная польза. Разумеется, эта молитва имеет множество подразделений, от простого произношения этой молитвы до молитвы творческой, но нам хотя бы на последней-то ступеньке быть – и то спасительно. От произносящего эту молитву бегут вражеские силы, и такой рано или поздно, но все-таки спасается. И вот повторяю: произносите молитву хотя бы только устами, и Господь никогда не оставит вас».

Когда именно нужно и можно Иисусову молитву произносить? Те же святые наши говорили, что почти всегда, при любом деле, в то время, когда человек сидит, или идет, или лежит, он может произносить эту молитву. Когда он занимается работой, которая оставляет хотя бы какую-то часть его внимания не задействованной, он может произносить эту молитву.

Сколько именно в день произносить Иисусовых молитв? Я думаю, что для мирянина нет нужды брать себе какое-то специальное правило. Хотя он может назначить число ежедневно совершаемых Иисусовых молитв, но здесь, как отмечали наши святые, важно гнаться не за количеством молитв, а за тем, чтобы молитва произносилось со вниманием. Если человек назначил себе определённое количество молитв, то может возникнуть соблазн начать относиться к этому, как к норме, которую нужно выполнить, и соответственно, это уже будет в ущерб внимательности.

Нужно ли брать какое-то особое благословение на то, чтобы молиться Иисусовой молитвой? По моему убеждению, которое я вынес из чтения наших святых, не нужно. Точно так же, тогда как не нужно брать благословение на то, чтобы читать утреннее или вечернее правило.

Когда мы говорим именно об устной молитве, то можно считать, что те святые, слова которых я процитировал, они уже преподали нам соответствующее благословение. Но если кто-то, молясь устной Иисусовой молитвой, почувствует в сердце горячее желание углубляться в нее, перейти на более высокую степень, то в этом случае, конечно, ему нужно особое благословение, и не только оно.

По моему убеждению, в этом случае вам нужно искать опытного учителя этой Иисусовой молитвы высокой степени. Самому учиться по книгам – я полагаю, что это путь весьма опасный.

Учиться высокой степени умной сердечной Иисусовой молитвы нужно от того, кто уже ей научился и может научить тебя в соответствии с твоим состоянием, твоим духовным опытом, твоими особенностями и так далее.

Где именно искать такого учителя? Ну, я точно знаю, что на святой горе Афон можно найти, и это неудивительно, поскольку к Иисусовой молитве там относятся серьёзно, и конечно, там есть опытные монахи, которые достигли умной сердечной Иисусовой молитвы. Может быть, есть такие монашествующие и у нас в России.

Я убежден, что если человек не ради какой-то блажи, не ради гордости, а всерьёз захочет найти учителя молитвы, и будет просить об этом Господа, то Господь приведет его к такому учителю, когда Ему будет угодно. Почему я упоминаю в данном контексте монашествующих? Потому что они как раз-таки и отрекаются от мира для того, чтобы войти в такую жизнь, которая позволит им больше времени и внимания посвящать молитве и, соответственно, больших успехов достигать на этом пути.

Может ли мирянин достичь такого уровня молитвы? Святые отцы говорят, что да, в принципе это возможно, однако же это описывается как очень редкое исключение.

Нам, в общем-то, чтобы не замахиваться на то, чтобы стать таким исключением, вполне достаточно учиться и упражняться в устной Иисусовой молитве, и уже это весьма обогатит нашу духовную жизнь.

То, что я сейчас написал – вещи весьма простые, и многие православные христиане это знают. Надеюсь, что, по крайней мере, некоторым тем, кто не знал или слышал, но не решался претворять в жизнь, это может оказаться небесполезным.

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/samaia-deistvennaia-molitva-5f860af99cd6237d307ee6fe

Просмотров: 313


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1553
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2135
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    141
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    197
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    355
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    577
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    1529
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    511
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    1478
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    534
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    807
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    669
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    1676
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    599
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    1671
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    641
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    351
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    224
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    311
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    299
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    1231
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    558
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1870
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    511
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    792
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    338
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    486

о Боге и Его Церкви...