Почему христиане почитают крест? / Иерей Георгий Максимов



Как известно, крест – это древний символ христианства. В первые века христиане были гонимыми в Римской империи, им приходилось скрываться, молитвенные собрания проходили зачастую в катакомбах, и крест тогда изображали с осторожностью, например, маскируя его под якорь, как вот в этом изображении III века из христианских катакомб Домитиллы:



Изображение простого креста, незамаскированного под якорь, встречаются не так часто. Например, на этом христианском надгробии, датируемом началом III века [1]:

Надпись на христианском надгробии III века. Первое слово - имя умершей (Руфина), второе слово означает "мир", либо же имя "Ирина".

Надпись на христианском надгробии III века. Первое слово - имя умершей (Руфина), второе слово означает "мир", либо же имя "Ирина".

Есть сообщения и о более ранних находках креста, - в частности, в Помпеях, разрушенных извержением Везувия в 79 году. «В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в Боге"» [2].

Неожиданное свидетельство есть и со стороны римских язычников, сосуществовавших с христианами. Так, было обнаружено граффити II века. На нем изображен распятый на кресте человек с ослиной головой, а напротив креста другой человек с поднятой для крестного знамения рукой. И надпись: "Алексамен почитает Бога". По мнению ученых, это было изображено в качестве высмеивания солдата-христианина со стороны его языческого сослуживца [3]. Подобные языческие высмеивания в адрес христиан упоминает и Тертуллиан в начале III века.

О древности почитание креста христианами свидетельствуют и слова святителя Иоанна Златоуста, который говорил: «Крест находится повсюду, в домах, на площадях, в пустынях, на дорогах, на холмах и горах, на кораблях и островах, на одрах и оружиях, в брачных чертогах, на золотых и серебряных сосудах, на стенах. Ибо мы не стыдимся креста, напротив, он нам дорог и достолюбезен всюду, где только может быть изображен».

Крест-ставрограмма на масляном светильнике. III-IV вв.

Крест-ставрограмма на масляном светильнике. III-IV вв.

Но есть люди, которые, считая себя христианами, говорят при этом, что нельзя почитать крест, что это неправильно. Не могу сказать, что все протестанты так думают. Многие протестанты почитают изображение креста, используют его. Но есть среди протестантов – или, неопротестантов, – люди, которые выступают против этого. И я сам с такими встречался.

Например, когда я был в Стокгольме, на улице ко мне подошла пожилая негритянка, стала разговаривать. Сначала говорила о Христе и о том, как важно в Него верить, а потом показала на мой нагрудный крест и сказала: «это идол». Меня, конечно, это неприятно удивило, и я ответил: идол – это изображение ложного бога, а на кресте у нас изображен не ложный бог, а Господь Иисус Христос, поэтому как вы, говоря, что верите во Христа, можете говорить такое богохульство?

Позднее, уже на Филиппинах, у меня была еще одна похожая встреча. Придя в магазин, я повстречался там с одним американским миссионером. Он ко мне подошёл, начал разговор и говорил о многих вещах, в том числе о своем приходе к вере и так далее. Наконец, немного стесняясь, он сказал мне: «знаете, у нас сейчас с в Америке у евангеликов есть такая поговорка про людей, которые носят на себе изображение креста: неужели они не в курсе, что Христос больше не находится на кресте, но сидит одесную Отца? Как бы вы могли на этот счет ответить?»

Я сказал, что разумеется, мы носим на себе крест не потому что думаем, будто Христос все еще распят, это было бы глупостью, а потому что крест – это символ нашего спасения. Что забавно, этот же человек – американец Рой, – незадолго до того рассказывал, как важно для христианина осознавать великое значение крестной жертвы Христа. Я ему напомнил об этом и сказал: ношение креста как раз это и означает. Американец смутился и согласился с моими объяснениями.

Американским евангеликам стоило бы помнить, чем именно хвалился апостол Павел: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).

Саркофаг Страстей. Середина IV века.

Саркофаг Страстей. Середина IV века.

Но если продолжить тему, то стоит еще один аргумент, который часто приводят люди, которые считают, что не нужно почитать крест. Они говорят, что крест – это орудие казни; мoл, если бы вашего папу или дедушку повесили бы, то вы же не носили бы у себя на груди виселицу. Действительно, в этом случае не носили бы, потому что такая насильственная смерть была бы трагедией, и орудие этой казни ассоциировалось бы с этой трагедией, это было бы мрачным символом, на который избегал бы смотреть всякий, у кого его родственники казнены вот таким образом.

Но для нас на кресте произошла не трагедия. На кресте произошла победа Христова, произошло то, о чем говорил апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).

Книжная миниатюра. Византия, XI век.

Книжная миниатюра. Византия, XI век.

Крест христов для нас также воплощения любви Божией к нам, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В связи с почитанием креста можно услышать иногда и такой вопрос: ладно, вы доказали, что можно использовать крест, однако у вас, православных христиан, уже чрезмерное почитание, фактически обожествление, обоготворение креста, поскольку вы обращаетесь к нему как к одушевленному предмету. Например, в церковных службах есть такие обращения, как «радуйся, крест Господень», есть специальная молитва кресту, разве это не обожествление?

Но на самом деле, конечно, православные христиане не считают, что крест является какой-то личностью, чем-то одушевленным и тем более божественным. Стоит помнить, что церковные песнопения – это высокая поэзия, а для поэзии как раз свойственен такой прием как «олицетворение», при котором свойства и качества человека переносятся на неодушевленные предметы. Для примера можно вспомнить лермонтовское «и звезда с звездою говорит».

Этот прием широко используется в поэтических текстах Священного Писания, например: «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы» (Пс. 97:8). То же и в богослужебной поэзии, когда поется: «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа».

Ну а молитва кресту, это просто поэтическая форма обращения к Тому, Кто распят на кресте. Именно к Нему, ко Христу, мы обращаем наши молитвы, именно от Него мы и чаем получить ответ на них и спасение.

[1] Dowley T. (ed.). Eerdmans' Handbook to the History of Christianity. Lyons, 1977. P. 56.

[2] Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1984. С. 133.

[3] Wilson R.F. Cross as an Early Christian Symbol / http://www.jesuswalk.com/christian-symbols/cross.htm

https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/pochemu-hristiane-pochitaiut-krest-5f72670cba91764cb56a9913

Просмотров: 467


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Почему христиане почитают крест? / Иерей Георгий Максимов

По описанию (Google) - Как известно, крест – это древний символ христианства. В первые века христиане были гонимыми в Римской империи, им приходилось скрываться, молитвенные собрания проходили зачастую в катакомбах, и крест тогда изображали с осторожностью, например, маскируя его под якорь, как вот в этом изображении III века из христианских катакомб Домитиллы:

По названию (Yandex) - Почему христиане почитают крест? / Иерей Георгий Максимов

По описанию (Yandex) - Как известно, крест – это древний символ христианства. В первые века христиане были гонимыми в Римской империи, им приходилось скрываться, молитвенные собрания проходили зачастую в катакомбах, и крест тогда изображали с осторожностью, например, маскируя его под якорь, как вот в этом изображении III века из христианских катакомб Домитиллы:

Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1560
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2146
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    154
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    241
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    395
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    719
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    1765
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    573
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    1633
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    651
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    893
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    798
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    1831
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    748
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    1832
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    713
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    452
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    242
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    335
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    346
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    1386
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    607
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    2067
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    549
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    868
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    400
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    565

о Боге и Его Церкви...