О Святом Причащении
О Святом Причащении / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
Есть ли в Церкви Христовой средство не только получить прощение грехов, но и укрепиться в добродетели?
Есть. В таинстве покаяния верующие во Христа Спасителя получают прощение своих грехов, а в таинстве причащения, при искреннем желании человека освободиться от греховных наклонностей и удалиться «от господствующего в мире растления похотью,» Господь дарует христианину жизнь вечную, укрепляет его в добродетели, делает его «причастником Божеского естества» (2Петр 1:4).
Как совершается это чудодейственное приобщение Божескому естеству?
Оно совершается через особое небесное питание, которое даровал Церкви Своей Милостивый Господь. При Своей земной жизни Спаситель обещал даровать это чудесное питание. «Старайтесь, – сказал Он, – не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27).
Что же это за пища небесная?
Спаситель объяснил, что Он Самого Себя даст в пищу верующим. «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48).
Какое свойство этого обещанного чудесного питания?
«Отцы ваши, – продолжал Спаситель, – ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей, будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:49–51).
Какое значение этого обещанного таинственного питания?
Без него человек – точно мертвый. Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6:53–58).
Когда же Господь даровал это обещанное Им небесное питание?
Господь даровал Тело и Кровь Свою в пищу людям на тайной вечери под видом хлеба и вина. «И когда они ели (т.е. 12 Апостолов), Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26–28).
Ограничился ли Спаситель совершенным Им лично священнодействием?
Нет, не ограничился. «Сие творите в Мое воспоминание», – сказал Господь, и этим самым повелел Апостолам и их будущим преемникам совершать таинство Тела и Крови Господних (Лук. 22ср. 1Кор. 11:24, 25).
Совершается ли таинство Тела и Крови Христовых в Церкви?
Совершается, и притом с самого начала ее существования. «Чаша благословения, – пишет Ап. Павел, – которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16, 17).
Доколе должно совершаться таинство Тела и Крови Христовых?
Всегда, до самого второго пришествия Христова. Ап. Павел пишет Коринфянам: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор 11:23–26).
Как смотрят христиане на таинство Тела и Крови Господних?
Христиане всегда смотрели и смотрят на него, как на величайшее священнодействие, и знают, что приступать к нему должно как к величайшей святыне, с глубоким благоговением. «Кто будет есть хлеб сей, – говорит Ап. Павел, – или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господних. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1Кор. 11:27–30).
Признают ли таинство Тела и Крови Христовых сектанты?
Нет, не признают. У толстовцев и большинства молокан совершенно нет никакого, хотя бы только подобного таинству причащения, действия; у баптистов же, пашковцев и адвентистов есть подобный христианскому причащению обряд, но они, при совершении его, едят хлеб и пьют вино, не признавая их Телом и Кровию Господними.
Почему же они не признают необходимости есть именно Тело и Кровь Христову?
Потому что сектанты не верят ни Господу Спасителю, ни свящ. Писанию, а только себе.
Как указать сектантам на неправильность их понимания о таинстве Тела и Крови Господних?
Должно спрашивать сектантов: едите ли вы Плоть Сына Человеческого? Пьете ли вы Кровь Его? Если нет, то, значит, нет жизни в вас.
Что отвечают на это сектанты?
Они говорят, что по Писанию, нет надобности есть именно Тело и Кровь Господни, а что должно есть лишь хлеб и пить вино в воспоминание Господа.
Что сказать на это сектантам?
Должно напомнить им слова Спасителя: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54). Здесь Господь говорит о ядении Тела и питии Крови Его, а не о вкушении хлеба и вина, как лгут на Спасителя нечестивые сектанты. И на тайной вечери, подавая Апостолам хлеб и чашу, Господь говорил, что даст им Тело и Кровь Свою, а не хлеб и вино, как клевещут сектанты. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», – сказал Господь, а не (сказал) «хлеб». Также и о чаше: «пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя», а не (сказал) «вино» (Мф. 26:26–28).
Неужели де не безумно предполагать, что Всемогущий Господь обманул Апостолов и что, хотя и мог чудесно преложить хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь Свою, но не сделал этого?
Господь истинно дал Тело и Кровь Свои, как свидетельствует об этом Евангелист, и как подтверждает это Ап. Павел, говоря: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое,... Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови. И далее Апостол говорит, предупреждая: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:23–25, 27). Однако сектанты не верят ни Апостолам святым, ни Самому Спасителю, точно Господь и Его ученики обманули весь мир.
Что говорят сектанты, когда укажешь им ясные слова Спасителя о Теле и Крови Своей и на такие же слова свв. Апостолов?
Некоторые из сектантов так кощунствуют: они говорят, что, когда Спаситель раздал хлеб Апостолам, и когда они ели, тогда сказал им: «сие есть Тело Мое» и будто бы при этом показал на Свое Тело, которое имело терпеть мучения. Таким образом, по сектантскому понятию выходит, что Господь предлагал Апостолам одно (хлеб), а говорил совершенно о другом (о теле).
Что сказать сектантам на это оправдание их?
Должно сказать, что они извратители св. Писания и клеветники на Христа и Апостолов. Спаситель, давая ученикам хлеб, говорил о нем, что это есть Тело Его, так как хлеб после благословления Господня стал Телом Его.
Но если признать на минуту сектантское кощунственное извращение слов Господа о теле, то вот что получится. Господь, отдавши Апостолам хлеб и будто бы показавши на Тело Свое, сказал: «сие есть Тело Мое.» Далее: «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов.» На что, спрашивается, указал Господь, говоря: «сие есть Кровь Моя?» Неужели же Он в это время поранил Сам Себя и показал на закапавшую кровь? Ведь вот до чего может дойти сектантское безумие! На самом же деле Господь при словах: «сие есть Кровь Моя » – указал на чашу с вином, чудесно преложившимся силою благодарения (Мф. 26:27, 28) в Кровь Христову.
Что говорят сектанты, когда так обличают их ложь и клевету на Христа и Писание?
Сектанты говорят, что Господь не называл хлеба и вина телом и кровью, а будто бы объяснил, что хлеб и вино суть символы (знаки) Тела и Крови Его.
Что делать при таком извращении сектантами Писания?
Должно сказать им, что в слове Божием нет ни одного места, где было бы сказано: хлеб и вино – «символы тела и крови»; наоборот, всюду в Писании указывается на то, что причащаться нужно не символами, а действительными Телом и Кровью Христовыми. «Чаша благословения, – пишет Ап. Павел, – которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова» (1Кор. 10:16)?
Неужели же Ап. Павел понимает меньше сектантов, когда пишет так?! Не думают ли сектанты поучить и Апостолов святых?
Так именно у них и выходит. Сектанты признают Весмогущего Христа Господа бессильным преложить хлеб и вино в Свои Тело и Кровь, так что получается, будто бы Апостолы неправильно сказали в своих Писаниях.
Как, – спрашивают сектанты, – может быть, чтобы хлеб и вино стали вдруг и Телом и Кровию Господними?
Что ответить сектантам?
А как, пусть скажут сектанты, жезл Ааронов превратился в змия и затем опять стал жезлом? Как вода в Египте стала кровию (Исх. 7:10, 20)? Как вода стала вином в Кане Галилейской (Ин. 2:1–11)?
Сектанты спрашивают еще: почему Тело Христово не убавляется, хотя православные всегда причащались и причащаются от Него?
На это должно отвечать: а каким образом пяти хлебов оказалось довольно для людей числом около пяти тысяч, и каким образом случилось то, что оставшиеся от еды куски хлеба наполнили собою 12-ть коробов, что, во всяком случае, гораздо более пяти хлебов (Ин. 6:5–13)? И еще: почему не убавляется огонь у свечи, хотя бы и миллион других свечей зажечь от нее?
Что говорят сектанты, когда так опровергают их лжемудрствование?
Сектанты говорят: «освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10), и поэтому не нужно нам никакого причащения. Мы признаем, высказываются они, только ту жертву, которая была принесена на Голгофе.
Что должно отвечать сектантам на это их лжемудрствование?
Должно отвечать, что и православные признают только единую жертву Христову, заменившую собою все ветхозаветные жертвы, которые не могли истребить грехов, и лишь только прообразовали жертву Христову. Но, подобно тому, как участники ветхозаветных жертв должны были, для участия в них, питаться от жертв своих, так и для участия в освящающей жертве Христовой должно питаться от нее. Тело Христа Господа, пригвозденное на кресте на Голгофе, и пречистую Кровь Его, истекшую из ран Его, мы и вкушаем в таинстве Евхаристии (за литургией). Поэтому-то Ап. Павел и говорит в послании к Евреям (Евр. 13:10): «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Об этом питании говорит тот же Апостол в 1Кор. 10:16 [6].
Чем же оправдываются сектанты?
Они указывают на слова Господа Иисуса: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало» (Ин. 6:63), – и рассуждают так: значит, питание Телом Христовым бесполезно.
Что отвечать на такое извращение св. Писания?
Здесь ничего не говорится о том, что Тело и Кровь Господни бесполезны для верующих. Здесь сказал Спаситель, как должно понимать Его слова о хлебе жизни. Обещание Господне не плотское бесполезное рассуждение, не самообольщение, как казалось фарисеям, но действительность: «слова, которые говорю Я вам. суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Когда Господь на тайной вечери дал Апостолам «Плоть Свою» и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», то Апостолы не сказали Господу, что это бесполезно, как говорят наши сектанты, но приняли пречистое Тело и Кровь, и совершали сами таинство святого причащения и нас научили это делать. Даже составили Божественные литургии Тела и Крови Господних. Таковы литургии Апп. Иакова, Марка и Петра.
Что отвечать сектантам, когда они говорят еще словами Апостола: «Мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор. 5:16)?
Здесь ничего не говорится о таинстве Причащения, о котором Апостол пишет в 1Кор.10–11; здесь Апостолом утверждается только то, что после Воскресения Христова мы уже никого не знаем в смертной плоти, но убеждены в бессмертии всех. Прежде знали Христа по плоти, знали, что Он ел, пил, спал, страдал на кресте, а теперь знаем, что Он с воскресшей плотию «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). Тело Его одухотворилось и прославилось, и тело всякого истинно-верующего в Него Он «преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 3:21).
Что отвечать сектантам-толстовцам, когда они говорят, что под хлебом жизни в Писании разумеется учение Христово, которым и должны питаться?
В ответ должно спрашивать их, что разумеется в таком случае под «чашей благословения» (1Кор. 10:16). Апостолы прекрасно понимали, что должно разуметь под хлебом жизни, и, однако, они научают о приобщении Тела и Крови Христовых. Свв. Апостолы, в посрамление толстовцев и всех вообще сектантов, составляли чин литургии. Никто из сектантов не отвергает этого Божественного священнодействия, и все они должны сознаться в том, что далеко ушли от Христа и уподобились древним жидам, говорившем о Христе: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?... Какие странные слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:52, 60)?
* * *
В Православии считается, что на Литургии мы становимся причастниками той же самой тайной вечери, которую Господь совершил единожды: все это происходит вне времени и пространства – Ред.
Просмотров: 240
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О Святом Причащении
По описанию (Google) - О Святом Причащении / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
По названию (Yandex) - О Святом Причащении
По описанию (Yandex) - О Святом Причащении / Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / мученик Николай Варжанский
Вопрос-ответ
последние вопросы
Календарь:
Икона дня:
Пост:
Святые дня:
Евангельские чтения дня:
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...
487 -
03.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...
1138 -
19.12.2019
ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...
1331 -
23.04.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям...
150 -
19.03.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастыр...
159 -
26.12.2021
Протестант попал в Церковь Нового Завета. Для спасения одной Библии мало, нужно быт...
285 -
23.11.2021
Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, пос...
263 -
19.11.2021
Сюрприз для протестантов | Библейские беседы
303 -
02.11.2021
О деструктивных организациях, действующих на территории РФ | Протоиерей Александр Н...
326 -
30.10.2021
Падение "миссионеров" и модернизм | Иерей Георгий Максимов | Лучшее из интервью на ...
323 -
29.10.2021
Профессор Роман Силантьев: «Мы наблюдаем рассвет медицинской конспирологии. Она отв...
315 -
28.10.2021
Хэллоуин: что это и как относиться? отец Георгий Максимов
322 -
25.10.2021
Интервью с Митрополитом Тихоном (Шевкуновым) / Его называют духовником Владимира Пу...
299 -
22.10.2021
Роман Силантьев - С толком TALK | 7 мая 2021 г. | Секты, деструктивные сообщества |...
225 -
22.10.2021
Плод веры. 15 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструкти...
235 -
22.10.2021
Плод веры. 8 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструктив...
222 -
22.10.2021
О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственны...
367 -
14.10.2021
Когда Бог не принимает жертвы и молитвы / о. Георгий Максимов
163 -
14.10.2021
ПОПЫ НА МЕРСЕДЕСАХ. О.Георгий Максимов о Церкви и власти, Михалкове и богатстве / В...
197 -
13.10.2021
Ошибки при исповеди: как их избежать? / Иерей Георгий Максимов
205 -
11.10.2021
Учение о мытарствах и его противники | Иерей Георгий Максимов | Записал подробное в...
181 -
09.10.2021
Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 2)
176 -
09.10.2021
Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 1)
198 -
09.10.2021
«На их руках кровь». Сектовед Силантьев о лжестарцах и псевдоправославных сектах
203 -
07.10.2021
Святейший Патриарх Алексий II о Кочеткове: «Какая дьявольская гордыня». Именно го...
179 -
07.10.2021
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещае...
214 -
07.10.2021
ПСЕВДОПРАВОСЛАВИЕ "ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БРАТСТВА" священника Георгия Кочеткова | 2021 | ...
205 -
04.10.2021
Разговор со священником, желавшим получить совет, как вести ему беседы с именуемыми...
242