Том 2 / Часть 21



Православно-догматическое Богословие. Том 2 / Часть 21

III. О СУЩЕСТВЕ И УСЛОВИЯХ САМОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ

§ 195. Части учения

Отвергая заблуждение протестантов, которые под именем оправдания или освящения человека благодатию разумеют одно прощение человеку грехов, хотя на самом деле они в нем остаются, и одно внешнее вменение ему праведности Христовой, хотя на самом деле он не делается праведным, а условием к оправданию и освящению признают одну только веру со стороны человека, православная Церковь учит: а) что освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и при помощи ее соделывается праведным и святым; б) что вера есть только первое условие со стороны человека для его освящения, и, след., спасения, но – в) что, кроме веры, требуются для этого от человека и добрые дела (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 9. 13. 16).

§ 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым

I. Справедливость этой мысли. а вместе и несправедливость той, будто, при оправдании и освящении человека, ему только прощаются грехи и только внешним образом вменяется праведность Христова, тогда как за самом деле он остается во грехах, очень раздельно представляет св. Писание, –

1) Когда говорит – а) о цели страданий Христа Спасителя: Христос возлюби Церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 26–27); б) о плодах Его крестной смерти: кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха (1Иоан. 1, 7), и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мiра (- 2, 2); в) о предызбрании в Христе: якоже избра нас (Бог) в нем, прежде сложения мiра, быти нам святым и непорочным пред ним в любви(Еф. 1, 4). Как же понимать эти изречения, если вся цель домостроительства Божия во Христе ограничивается тем, чтобы грехи наши были только прощены нам ради заслуг Искупителя, а не истреблены в нас?

2) Когда выражается о христианах, действительно усвоивших себе искупление, совершенное Спасителем, что они: а) очистились от грехов чрез покаяние и обращение ко Христу: покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших(Деян. 3, 19); аще кровь козлия и телчая, и пепел юнчий, кропящий оскверненыя, освящает к плотстей чистоте, кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну (Евр. 9, 13. 14; снес. Ис. 1, 18Деян. 15, 91Сол. 5, 23); б) вновь родились от Св. Духа и составляют во Христе новую тварь: по своей его милости (Бог) спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3, 3–7; снес. Иоан. 3, 5. 7); восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его (Иак. 1, 18); аще кто во Христе, нова тварь (2Кор. 5, 17; снес. Гал. 6, 15Еф. 2, 10); в) омылись, освятились, оправдались: и сими (т. е. великими грешниками) нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11); г) совлеклись ветхаго человека с деяньми его и облеклись в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Кол. 3, 9. 10Еф. 4, 22–24); д) соделались сынами Божиими, непричастными греху: елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иоан. 1, 12. 13); всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть(1Иоан. 3, 9); е) причастниками божественного естества: яко вся нам божественныя силы его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию: имиже честная нам и великая обетования даровашася, да сих ради будете божественнаго причастницы естества, отбегше, яже в мiре, похотныя тли (2Петр. 1·, 3. 4). Эти места Писания нельзя было бы с точностию изъяснить, если бы допустить, что освящение человека состоит в одном отпущении ему грехов, в одном внешнем вменении ему праведности Христовой.

3) Когда, наконец, свидетельствует, что в людях возродившихся, очистившихся от грехов, соделавшихся причастниками божественного естества, обитает – а) Бог-Отец: о сем разумеем, яко в нем пребываем, и той в нас, яко от Духа своего дал есть нам (1Иоан. 4, 13; снес. 3, 24); б) Бог Сын: аз во Отце моем, и вы во мне, и аз в вас (Иоан. 14, 20; снес. Рим. 8, 10); в) Бог Дух Святый: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3, 16; снес. 6, 19). Невозможно, чтобы Святейший святых обитал в людях, в которых целы остаются грехи, хотя и прощены им: кое бо причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тъме(2Кор. 6, 14. 15)?

I. Св. Отцы и учители Церкви полагали оправдание и освящение человека в действительном очищении его от грехов и сообщении ему праведности и святости. Так, например, говорят:

Св. Варнава апостол: «обновивший нас во оставлении грехов сообщил нам другой образ (τύπον), так что мы имеем душу младенческую, и Он как бы вновь создал нас"…789.

Св. Василий великий: «Дух – не тварь, но образ святости Божией и источник святыни для всех. Мы призваны во святыни Духа, как учит Апостол (2Сол. 2, 13). Он нас обновляет, и снова творит образами Божиими; банею пакибытия и обновления Духа Святого усыновляемся мы Богу. Тварь, причащающаяся Духа, опять нова»790. «Освоение же Духа с душею есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приблизиться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности еe к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от сремоты, какую произвел себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю»791.

Св. Григорий Богослов: «Он (Дух Св.) созидает в духовном возрождении; в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может видети или получить царствие, аще кто не родится свыше Духом(Иоан. 3, 3. 5), и от первого рождения, которое есть тайна ночи, не очистится дневным и светлым воссозданием (Пс. 138, 16), каким воссозидается каждый в отдельности»792. «Благодать и сила крещения не потопляет мiра, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением»793.

Св. Иоанн Златоуст: «священники иудейские имели власть очищать проказу телесную, или точнее, отнюдь не очищать, а только свидетельствовать очистившихся… Сии же (священники христианские) прияли власть не телесную проказу, но нечистоту души, не свидетельствовать, когда она очистится, но совершенно очищать (απαλλάττεиν παντελώς)" 794.

Св. Макарий египетский: «душа, которую Дух, уготовляющий ее Себе в престол и жилище, удостоит приобщиться Его света, и осияет красотою неизреченной Его славы, становится вся светом, вся лицом, вся оком; не остается в ней ни одной части, которая бы не была исполнена духовных очей, т. е. не остается в ней ничего темного, но вся она делается светом и духом"…795. «Люди, всецело соединенные с Духом Божиим, делаются подобными самому Христу, сохраняя в себе постоянно силы Духа, и являя для всех духовные плоды: ибо когда Духом они соделаны внутри чистыми и непорочными, – то невозможно, чтобы вне себя приносили они плоды злые; но всегда во всем являются у них плоды Духа»796.

Св. Кирилл александрийский: «воображается в нас Христос (Гал. 4, 19), когда Дух Святый сообщает нам некий божественный образ чрез освящение в оправдание. Так, именно так напечатлевается в душах ваших образ ипостаси Бога Отца (Евр. 1, 3), – т. е. когда Дух Святый преобразует вас чрез освящение»797.

III. Учение, будто оправдание и освящение человека состоит в одном отпущении ему грехов, а не очищении их, и в одном внешнем вменении человеку праведности Христовой, не сообразно:

1) С понятием о Боге. Думать, что Бог, в деле оправдания человека, только прощает ему грехи, а не действительно очищает их, значит предполагать, будто Бог или не может, или не хочет очистить человека-грешника своею всесильною благодатию. Но то и другое равно недостойно Бога. И если бы Всевидящий признавал оправданных и освященных святыми, тогда как они на самом деле не святы; если бы Он не считал их грешниками, когда они остаются во грехах, – то следовало бы, что Он не истинен.

2) С понятием о нашем Восстановителе, И. Христе, как новом Адаме, как Главе Церкви. Слово Божие учит нас, что Христос есть новый Адам (1Кор. 15, 45), и что как от первого Адама распространились на всех потомков его грех и смерть, так точно и от второго Адама распространяются на всех, рождающихся от Него (1Иоан. 2, 29), праведность и жизнь (Рим. 5, 15–19). Но грех и смерть от первого Адама сообщились всем потомкам его действительно и заразили самую природу нашу; след. так же действительно сообщаются нам и от второго Адама праведность и жизнь и очищают самое естество наше. Равным образом Слово Божие учит, что Бог даде того (И. Христа) главу выше всех Церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющего всяческая во всех(Еф. 1, 22. 23), и что все мы, верующие в Него, составляем живые члены тела Его (Еф. 5, 30). Но из главы естественно и действительно разливается жизнь во все члены тела; след. невозможно, чтобы и от Господа Иисуса так же естественно и действительно не сообщалась Его жизнь, праведность и святость всем, истинно верующим в Него.

3) С понятием об искуплении или восстановлении. Восстановление человека есть не что иное, как возведение его в первобытное состояние, в каком он находился до падения. Но до падения человек был действительно невинен, праведен и свят. След., в такое же точно состояние ему надлежит возвратиться и чрез восстановление. Иначе, если восстановленные и оправданные по прежнему остаются во грехах, без праведности и святости, а только получают прощение грехов и совне прикрываются праведностию Христовою: в таком случае восстановления собственно нет, и оно – один призрак или восстановление кажущееся798.

§ 197. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения

Благодать Божия, совершающая наше освящение, хотя простирается на всех людей, но не действует на них против их воли, – и самым делом освящает человека-грешника, а вслед затем спасает его, только при известных с его стороны условиях. Первое из этих условий есть вера.

1. Под именем веры вообще здесь разумеется свободное принятие и усвоение человеком, всеми силами души, тех истин, которые Бог благоволил открыть нам во Христе для нашего освящения и спасения799. Верою же называется это принятие и усвоение – потому, что откровенные истины, большею частию, непостижимы для нашего разума и недоступны для знания, а могут быть усвояемы только верою. Такое понятие о вере вытекает:

а) из слов Спасителя, который, посылая учеников своих на всемирную проповедь, сказал им: шедше в мiр весь, проповедите Евангелие всей твари, и непосредственно присовокупил: иже веру имет (т. е. кто примет и усвоит все то, что будет проповедано) и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16. 16); б) из слов св. Иоанна Богослова, который, оканчивая свое Евангелие, заметил; многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики своими, яже не суть писана в книгах сих; сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живота имате во имя его(Иоан. 20, 30. 31); в) из слов других апостолов, которые самое Откровение Божие или все христианское учение называют верою (Гал. 1, 23Рим. 1, 5Деян. 6, 7; 24, 24), законом веры (Рим. 3, 27), а последователей этого учения –верными (Еф. 1, 11Кор. 7, 141Тим. 4, 12. 16), верующими (Рим. 3, 221Кор. 2, 21). И так как в откровении соответственно трем главным силам души человеческой: уму, воле и чувству, которыми откровение должно быть принято и усвоено, содержатся троякого рода истины: догматические, нравственные и обетования, то и вера Христианина проявляется в трех частных видах: а) как вера в теснейшем смысле, которою приемлются и усвояются истины догматические; б) как любовь, которою приемлются и усвояются истины нравственные, и в) как надежда, которою приемлются и усвояются обетования. Потому и св. Апостол, определяя сущность веры, которою водятся Христиане в своем земном странствовании, выразился: ныне же пребывает вера, надежда, любы, три сия (1Кор. 13, 13)800.

2. Вера, понимаемая в смысле общем, существенно необходима для нашего освящения и спасения, по свидетельству Слова Божия. Она есть первое условие со стороны человека:

а) Для вступления его в царство благодати Христовой: иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет(Марк. 16, 16).

б) Для принятия человеком Св. Духа: сие хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры (Гал. 3, 2)? Подаяй убо вам Духа, и действуяй силы в вас, от дел ли закона или от слуха веры; якоже Авраам верова Богу, и вменися ему в правду. Разумейте убо, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли (- 5–7). Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимет верою (- 14).

в) Для оправдания и очищения человека от грехов благодатию Св. Духа: мыслим верою оправдатися человеку, без дел закона (Рим. 3, 28). Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (- 30; снес. Гал. 2, 16).Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, имже и приведение обретохом верою в благодать сию, в нейже стоим (Рим. 5, 1. 2). Оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в крови его (Рим. 8, 24. 25). Сердцеведец Бог свидетелъствова им (ветхозаветным), дав им Духа Святаго, якоже и нам: и ничто же рассуди между нами же и онеми, верою очищ сердца их(Деян. 15, 9).

г) Для пребывания и преспеянии в духовной жизни и благочестии: правда Божия в нем (в верующем) является от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет (Рим. 1, 17; снес. Гал. 3, 11Евр. 10, 38). Споспешницы есмы вашей радости, верою бо стоите(2Кор. 1, 24). Неверием отломишася, ты же верою стоиши (Рим. 11, 20).

д) Для благоугождения Богу: без веры невозможно угодити Богу(Евр. 11, 6). Всяко, еже не от веры, грех есть (Рим. 14, 23).

е) Для достижения вечного спасения: измлада священная писания умееши, могущая тя умудрити во спасение, верою, яже о Христе Иисусе (2Тим. 3, 15). Благодатию бо есте спасени чрез веру (Еф. 2, 8).

3. Точно также Слово Божие учит, что для освящения и спасения человека-грешника необходимы в частности:

а) Вера в теснейшем смысле, которою мы усвояем догматические истины Откровения, каковы: истина о бытии Бога, о Его единстве по существу и троичности в Лицах, об И. Христе, как нашем Искупителе, и другие. Без веры невозможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим его мздовоздаятель бывает (Евр. 11, 6). Се есть живот вечный, да знают тебе единого истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа (Иоан. 17, 3). Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа(Матф. 28, 19); иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16). Веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36; снес. 6, 29; 8, 24; 1Петр. 1, 8). И мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы (Гал. 2, 16; снес. Рим. 10, 9Иоан. 3, 16).

б) Любовь, которою мы усвояем себе истины Откровения нравственныя, а именно любовь к Богу вообще, к Господу Иисусу и к ближним. Аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь (1Кор. 13, 2). О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера, любовию поспешествуема (Гал. 5, 6). Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Иоан. 4, 16; снес. Матф. 22, 37Лук. 7, 47). Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1Кор. 16, 22; снес. Матф. 10, 37Иоан. 13, 34). Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти (1Иоан. 3, 14).

в) Надежда, которою мы усвояем божественные обетования. Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни ему будем: ибо узрим его, якоже есть. И всяк, имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже он чист есть(Иоан. 3, 2. 3). Упованием бо спасохомся (Рим 8, 24). Христос, якоже Сын в дому своем: еюже дом мы есмы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр. 3, 6; снес. 6. 11. 12). Да держим исповедание упования неуклонное: верен бо есть обещавый (Евр. 10, 23).

4. Св. Отцы учители Церкви единогласно признавали как веру вообще, так и в частности веру, надежду и любовь, существенно необходимыми для освящения и спасения человека. Например:

Св. Климент римский: «мы, по воле Божией во Христе Иисусе призванные, оправдаемся не сами собою и не своею мудростию, или разумом, или благочестием, или делами, в чистоте сердца нами совершаемыми, но верою, которою Вседержитель Бог всех от начала века оправдывал»801. «Высота, на которую возводит любовь, неизреченна. Любовь сопрягает нас с Богом; любовь покрывает множество грехов (1Петр 4, 2);… любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу»802.

Св. Поликарп: «Вникая в них (в послания св. Павла), вы можете получить назидание в данной вам вере, которая есть матерь всем вам, будучи сопутствуема надеждою, и направляема любовию к Богу, ко Христу и к ближнему. Кто в сих пребывает: тот исполнил заповедь правды. Ибо кто имеет любовь, тот далек от всякого греха»803.

Св. Василий великий: «Это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он не имеет праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа»804. «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа»805. «Она (любовь) силою своею объемлет и приводит в действие всякую заповедь»806.

Св. Григорий Богослов: «Исповедуй Иисуса Христа, и веруй, что Он воскрешен из мертвых; и ты спасешься. Ибо оправдание и – веровать только, совершенное же спасение – исповедывать и к познанию присовокуплять дерзновение»807.

Св. Иоанн Златоуст: «Сказав, что мiр стал виновен пред Богом, что все согрешили и что невозможно спастися иначе, как чрез веру, Апостол старается доказать, что спастися таким образом нимало непостыдно, а напротив весьма славно»808. «Апостол доказывает, что вера не только не излишня, но так необходима, что без нее невозможно спастися»809. «Дабы ты знал, какое сердце должен иметь верующий, Апостол сказал; и хвалимся упованием славы Божией. Ему надобно быть не только несомненно уверенным в даровавных ему благах, но и будущие почитать как бы уже дарованными. Ибо хвалиться можно тем, что уже имеешь в руках. поелику же надежда на будущие блага столь же тверда и несомненна, как и надежда на дарованные блага: то Апостол говорит, что мы хвалимся также и надеждою на будущее»810.

Св. Кирилл иерусалимский: «отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого»811. «Если мы сохраним такову веру, то невинны будем пред Богом, и украсим себя всеми родеми добродетелей… Вера толикую имеет силу, что не один только верующий спасается, но спасаются и другие за веру других»812. «Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу к доброй деятельности»813.

Так же учили: св. Игнатий Богоносец814, св. Ириней815, св. Амвросий816, св. Макарий египетский817 ), св. Кирилл александрийский818, блаж. Феодорит819, блаж. Августин820 и другие821.

5. Необходимость веры для нашего освящения и спасения понятна и по соображениям разума. Без веры мы не можем усвоить себе истин божественного Откровения; след., не будем знать ни того, что сделал Бог для нашего спасения, ни того, что обязаны сделать мы. А таким образом и Откровение, вместе со всем домостроительством спасения, останется для нас чуждым, и мы будем чужды Откровению и спасению. Веруя во Христа Спасителя и откровенное слово Его, мы, так сказать, отверзаем душу свою для всех спасительных действий Божиих в нас; а не веруя, мы заключаем самих себя для этих действий и отталкиваем божественную помощь. Потому-то, хотя вера возбуждается в нас предваряющею благодатию и по началу своему есть дар Божий, но как только она породится в нас, при нашем свободном согласии, она становится с нашей стороны самым первым орудием для действительного принятия в души наши спасительной благодати или всех божественных сил, яже к животу и благочестию (2Петр. 1, 3); самым первым условием для нашего возрождения, освящения и спасения благодатию.

6. Достоинство же веры и вменяемость еe понятна из того, что, хотя вера зачинается в нас по предваряющей благодати Божией, но затем зависит и от нас, как свободное послушание гласу благодати, зовущей нас ко Христу, свободное подчинение нашего разума и всех сил души откровенным истинам и всему, установленному Богом, порядку нашего освящения, свободное предание себя водительству Христову. «Естественное рождение, говорит блаж. Феодорит, не имеет нужды в соучастии рождаемого; но рождение веры требует согласия и рождающего, и рождаемого. Ибо хотя бы проповедующий истинно веровал; но если слушающий примет проповедь его без веры, в таком случае не будет соответствия проповеднику»822. А св. Иоанн Златоуст говорит о самом достоинстве веры в деле нашего спасения следующее: «(св. апостол Павел) доказал, что спасение чрез веру гораздо в большей мере имеет все то, чем могло хвалиться и обнадеживать себя спасение посредством дел. Хвалящийся делами будет выставлять собственные труды; а кто вменяет себе в честь, что верует в Бога, тот выставляет гораздо лучший предлог к похвале; потому что славит и величит Господа. По вере в Бога признав истинным то, чего не открыла природа видимых вещей, он доказал тем искреннюю любовь к Богу, и торжественно провозвестил силу Его; а сие означает самое благодарное сердце, любомудрый образ мыслей и высокий ум. Не красть, не убивать есть дело самое обыкновенное, но поверить, что Бог силен совершить невозможное, на это потребен великий дух, крепко приверженный к Богу, – это служит знаком истинной любви. Хотя исполняющий заповеди чествует тем Бога; но гораздо более чествует тот, кто умудряется верою. Первый покорен Богу, а последний приобрел о Боге надлежащее понятие, прославил и почтил Его более, нежели сколько можно почтить делами. Первая похвала принадлежит самому подвижнику; а последняя прославляет Бога и всецело Ему принадлежит… Как дела требуют силы, так и вера. В делах разделяет труд нередко и тело, а вера есть дело единой души; и поелику никто не разделяет с нею подвигов, то и труд еe значительнее… Как веровать свойственно душе возвышенной и великой: так неверие служит признаком души неразумной, грубой, унизившейся до несмыслия вьючных скотов»823.

§ 198. Кроме веры, для освящения и спасения человека, требуются от него еще добрые дела

Впрочем, как ни велико достоинство веры, обнимающей собою, в обширном смысле, и надежду, и любовь, – и хотя вера эта есть самое первое условие для усвоения человеком заслуг Христовых; но одна она еще недостаточна для цели. По одной вере может человек получить оправдание и очиститься от грехов в таинстве крещения, когда он только-что вступает в царство благодати Христовой; может потом принимать благодатные дары чрез прочие таинства Церкви. Но чтобы он мог, по вступлении в благодатное царство, сохранить приобретенную им в крещении праведность и чистоту; чтобы он мог воспользоваться дарованиями Духа Святого, которые будет получать чрез прочие таинства; чтобы он мог укрепиться в христианской жизни и постепенно возвышаться в христианской святости; мог, наконец, по совершении земного поприща, явиться оправданным и освященным на страшном суде Христовом, – для этого, кроме веры, требуются еще добрые дела, т. е. такие дела, в которых вера, надежда и любовь, обитающие в душе христианина, выразились бы внешним образом, как в своих плодах, и которые служили бы точным исполнением воли Божией, преподанной нам в законе евангельском.

1. В слове Божием ясно проповедуется –

а) Что одна вера без дел недостаточна для спасения человека. Это засвидетельствовали – аа) сам Христос Спаситель: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное; но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех (Матф. 7, 21; снес. 26, 27); бб) апостол Иаков: от дел оправдается человек, а не от веры единыя (Иак. 2, 24); вв) апостол Иоанн:глаголяй, яко познах его, и заповеди его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть (1Иоан. 2, 4); гг) апостол Павел: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим. 2, 13).

б) Что христианин обязан показывать свою веру, надежду и любовь в добрых делах. Вера, аще дел не имать, мертви есть о себе…, покажи ми веру твою от дел твоих… Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2, 17. 18. 26). Всяк, имеяй надежду нань (на Господа Иисуса), очищает себе, якоже он чист есть (1Иоан. 3, 3). Имея заповеди моя, и соблюдаяй их, той есть любяй мя (Иоан. 14, 21). Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1Иоан. 3, 18).

в) Что люди для того и призываются в царство благодати Христовой, чтобы творить добрые дела. Того бо есмы творение создани во Христе Иисусе на дела благая, яже, прежде уготова Бог, да в них ходим(Еф. 2, 10). Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2, 11–14).

г) Что, наконец, не по вере только, а по делам воздаст Господь людям в жизни будущей. Приити бо имать Сын человеческий во славе Отца своего со ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его(Матф. 16, 27; снес. 25, 34–36). Кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа (Еф. 6, 8), иже воздаст комуждо по делом его(Рим. 2,6). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5, 10; снес. 9, 6). Или не весте, яко не праведницы царствия Божия не наследят(1Кор. 6, 9; снес. Гал. 5, 19. 20Евр. 12, 14).

2. В писаниях св. Отцев и учителей Церкви та же истина излагается не с меньшею ясностию. Укажем на слова:

Св. Климента римского: «Итак, – спрашивает он, сказав, что мы оправдаемся верою, – что нам делать, братия? Не отстать ли от добродетели и любви? Онюдь нет, не дай Господь, чтоб мы это сделали; напротив, со всем усилием и готовностию поспешим совершать всякое доброе дело… Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; нерадивый же и беспечный не смеет и взглянуть на нанявшего его. И нам надлежит быть ревностными в добродетели, ибо все от Него. Так говорит нам Пророк: се Господь, и мзда его пред лицем его, воздати комуждо по делу его (Ис. 40, 10). Сим побуждает Он нас всем сердцем обратиться к Нему и ни в каком добром деле не быть беспечными и нерадивыми»824. И в другом послании: «Он и сам говорит: иже исповест мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим (Мат. 10, 32). Вот и возмездие нам за исповедание Того, чрез кого спасены. Но чем исповедуем Его? Тем, если исполняем глаголы Его и не оказываем преслушания Его заповедям, почитая Его не только устами, но и всем сердцем, и всею мыслию… Мы не должны довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: сие не спасет нас, потому что Он сам говорит: не всяк глаголяй ми: Господи, Гостди, спасется, но творяй правду (Матф. 7, 21), Посему, братия, будем исповедывать Его делами своими, хранением взаимной любви, не прелюбодеянием, не клеветою друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою сердца; нам надобно быть сострадательными друг к другу, а не сребролюбивыми. Сими-то делами должны мы исповедывать Бога, а не противными им»825.

Св. Кирилла иерусалимского: «Образ богопочтения заключается в сих двух принадлежностях, в точном познании догматов благочестия и в добрых делах; догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы – знать хорошо учение о Боге, и постыдно любодействовать? С другой стороны, что пользы – быть так, как должно, воздержну, и нечестиво богохульствовать»826.

Св. Василия великого: «Многократно замечали мы, что дела каждого и плоды душевные именуются чадами. Ибо сказано:спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием(1Тим. 2, 16). Ибо и душа спасется, как жена невдавшегося в обман жениха, когда с помощию слова плодопринесет чада – добрые дела, если только пребудет в благом навыке и не омрачится какими-либо последующими грехами»827.

Св. Григория Богослова: «Как дело без веры не приемлется, потому что многие делают добро ради славы и по естественному расположению: так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26)… Итак покажите веру от дел, покажите плодородие земли вашей: точно ли ненапрасно я сеял»828.

Св. Иоанна Златоустого: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание о том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную. Ибо ежели мы с верою не соединим достойной жизни; то подвергнемся жесточайшему наказанию… И сам Христос в Евангелии подтвердил тоже, когда сказал, что некоторые люди, изгонявшие бесов и пророчествовавшие, осуждены будут на казнь. Да и все притчи Его, как то: притча о девах, о неводе, о тернии, о древе, не приносящем плода, требуют, чтобы мы были добродетельны на деле. О догматах Господь редко рассуждает (ибо верить оным не трудно), но о жизни добродетельной очень часто, или лучше сказать, всегда: ибо на поприще оной предстоит всегдашняя брань, а посему и труд. И что я говорю о совершенном пренебрежении добродетели? Даже нерадение о малейшей части оной подвергает великим бедствиям. Так небрежение о подаянии милостыни ввергает небрегущего о сем в геенну… Я еще гораздо более скажу: не только пренебрежение одной какой-либо добродетели заключает для нас небо; но хотя бы мы и исполнили оную, но не с должным тщанием и ревностию, и сие производит такие же следствия»829. «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни звание, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение тела (Господня), ни приобщение крови и ничто другое из таковых не возможет принести нам пользы, если мы не будем иметь жизни правой и дивной, и чистой от всякого греха»830. «Вера без дел есть, так сказать, один призрак без жизни»831.

Блаж. Феодорита: «Вера для спасения недостаточна, но необходимы и дела для совершенства»832. «Нам нужна не одна вера, но добрая деятельность»833. «Главизна и истинное основание добрых дел есть познание о Боге и вера в Него: ибо что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но также и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и ногах и других членах тела»834.

Излишне было бы приводить свидетельства многих других учителей Церкви, которые единогласно повторяют ту же истину, как то: св. Игнатия богоносца, св. Варнавы, св. Иринея, св. Феофила антиохийского, Климента александрийского, Евсевия кесарийского, св. Григория нисского835, св. Исидора Пелусиота836, св. Амвросия, блаж. Иеронима, блаж. Августина, св. Иоанна Дамаскина837.

3. Несправедливо ссылаются неправомыслящие на некоторые места Писания, в которых говорится, по-видимому, противное, например: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдатся от дел закона всяка плоть (Гал. 2, 16). Мыслим верою оправдитися человеку, без дел закона (Рим. 3, 28). Не делающему, верующему же во оправдающего нечестива, вменяется вера его в правду (4, 5). Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Надобно помнить, что св. Павел в своем учении об оправдании –

а) Имеет в виду тех, которые думали оправдаться пред Богом делами закона, без веры во Христа Спасителя, т. е. язычников, хвалившихся своими добрыми делами, совершаемыми при свете закона естественного, и особенно иудеев, полагавшихся на свои добрые дела, сообразные с законом Моисеевым. И, следовательно, утверждая напротив, что человек-грешник, будет ли он иудей или язычник, оправдывается только верою во И. Христа, Искупителя мiра, оправдывается туне, благодатию Божиею, а не по своим делам и заслугам, св. Апостол разумеет собственно дела, совершаемые человеком в язычестве или иудействе, без веры во Христа-Спасителя и до обращения к этой вере, а отнюдь не те дела, которые совершаются человеком по обращении к Христианству, которые и основываются на вере, и освящаются верою, и суть как бы естественные плоды еe и проявления.

б) В частности, говоря против иудеев, разумеет дела не нравственного закона, но преимущественно обрядового, в исполнении которого не могли участвовать язычники, и вследствие которого иудеи только одним себе усвояли право на оправдание, исключая язычников. Так, сказав против иудеев: мыслим верою оправдатися человеку, без дел закона, Апостол непосредственно продолжает: или иудеев Бог токмо, a нe и языков; ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (Рим. 3, 28–30).

в) Под именем оправдания разумеет то оправдание, какое получает каждый грешник, язычник и иудей, при самом обращении к Христианству в таинстве крещения и которое действительно даруется нам только по вере во Христа, еще не открывшейся в делах закона; но не то оправдание, которого желает удостоиться каждый христианин, уже по совершении своего земного подвига, пред лицом небесного Судии, иже, по свидетельству того же Апостола, воздаст комуждо по делом его(Рим. 2, 6).

г) под именем веры, оправдывающей без дел закона, совершаемых человеком в язычестве или иудействе, разумеет не холодное согласие рассудка, но веру живую, сопровождающуюся любовию. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может ни необрезание, но вера, любовию поспешествуема (Гал. 5, 6).

д) Скажем, наконец, вообще; что св. Павел не отвергает добрых дел, которые следуют за верою во Христа и из нее рождаются, напротив считает их необходимыми для христиан, – об этом свидетельствуют все его послания, где так часто он убеждает верующих обучать себе ко благочестию (1Тим. 4, 7), богатитися в делех добрых (6, 18), избыточествовать и плодоносить во всяком деле благе (2Кор. 9, 8Кол. 1, 10; снес. Гал. 6, 102Сол. 2, 17Тит. 3, 1Евр. 13, 21), присовокупляя: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор. 5, 10).

4. Творить добрые дела мы не иначе можем, как при содействии божественной благодати, почему они и называются плодами Св. Духа (Гал. 5, 22). Но так как в совершении добрых дел необходимо участие и нашей свободной воли; так как чрез это свободное участие в добрых делах мы выражаем свою веру, любовь и надежду на Бога; так как это участие стоит для нас нередко великих подвигов и трудов (Лук. 13, 242Кор. 6, 4–62Тим. 3, 12) в борьбе со врагами нашего спасения – мiром, плотию и диаволом: то Господь Бог благоволит вменять нам наши добрые дела в заслугу. И, во-первых, по мере преспеяния нашего в благочестии при содействии благодати, Он благоволит приумножать в нас духовные дарования (Матф. 25, 21. 28. 29)838, чтобы с помощию их мы могли восходить от силы в силу, от славы в славу (2Кор. 3, 18). А во-вторых, обетовал праведникам: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф: 5, 12). Кийждо свою мзду приимет по своему труду (1Кор. 3, 8).

§ 199. Нравственное приложение догмата

1. Благодать совершенно необходима для нашего спасения, так что, без помощи ее, мы не можем ни обратиться к Богу, ни веровать во Христа-Спасителя, ни совершать истинно добрых, духовных дел: научимся же в чувствах собственной немощи и бессилия смирять себя пред Богом и людьми; научимся со смирением молить Господа о даровании нам этой спасительной силы, со смирением хранить ее в себе, со смирением пользоваться ею, памятуя слова Апостола: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Петр. 5, 5).

2. Благодать даруется нам туне, ради заслуг нашего Искупителя: итак, благодарение Богу, Благодателю нашему, да будет всегда и в сердце, и на устах, и во всей жизни нашей, о неисповедимем его даре (2Кор. 9, 15)! Благодарение Богу Отцу, подающему нам своего всесвятого Духа (Матф. 7, 11); благодарение Господу Иисусу, стяжавшему для нас кровию своею столь великие, неоцененные дары; благодарение Духу Святому, обильно изливающемуся в сердца наша и плодоносящему в нас для жизни вечной!

3. Благодать распростирается на всех людей, а не на одних только предопределенных к вечной славе, не на одних праведников. А посему, как бы ни глубоко мы пали, как бы ни были тяжки и многочисленны грехи наши, не будем никогда отчаиваться в своем спасении; напротив, поспешим только обратиться к Отцу небесному, который долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут(2Петр. 3, 9); воззовем о благодатной помощи к Господу Иисусу, приходящему в мiр призвати не праведники, но грешники на покаяние(Матф. 9, 13), и не престанем молить из глубины души Духа Святого: «Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

4. Благодать, как ни могущественна и действенна, не стесняет нашей свободы, не влечет нас к добру непреодолимо, а только призывает нас к покаянию и обращению к Богу, возбуждает к благочестивой жизни, вспомоществует нам во всем добром, освящает и спасает нас, когда мы не противимся ей, повинуемся ей и деятельно участвуем в том, что она совершает в нас и чрез нас. Научимся же внимать голосу благодати, следовать еe внушениям, пользоваться силами, которые она сообщает нам, творить добро, к которому она возбуждает нас, в совершении которого помогает нам, которое сама даже производит в нас.

5. Освящение человека благодатию состоит в том, что она действительно очищает грешника от грехов, и соделывает его совершенно непорочным и невинным, каким вышел из рук Творца наш праотец Адам: какая же великая обязанность и побуждение для всех освященных, т. е. для всех христиан, хранить себя от всякой скверны плоти и духа, и блюсти дарованную им повинность посреди всех искушений!

6. Для освящения и, в след за тем, для спасения человека благодатию Божиею требуются со стороны самого человека два существенные условия: вера и добрые дела. Да приступаем же со истинным сердцем во извещении веры к престолу благодати, да держим исповедание упования неуклонное, и да разумеваем друг друга в поощрении любви и добрых дел (Евр. 10, 22–24), памятуя твердо, что без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и что вера без дел мертва есть" (Иак. 2, 26).

* * *

789

Epist. n. 6.

790

Против Евном. кн. V, в Тв. св. Отц. VII, 192.

791

О Св. Духе гл. 9, там же 266.

792

Слово о Пятидесятн., в Тв. св. Отц. IV. 19.

793

Слово на крещение, в Твор. св. Отц. 111, 277.

794

De sacerdotio III, n. 6.

795

Бесед. I, n. 2.

796

Слово о любви п. 7.

797

Иn Иs. lib. IV, or. II, t. II, р. 691, ed. Аиbеrt.

798

Из наших отечественных Богословов очень обстоятельно раскрыл православное понятие об оправдании против протестантов преосвящ. Стефан Яворский – в трактате о благих делах ч. II, гл. 7 (см. Кам. Веры ч. III, стр. 451–474, Спб. 1840).

799

«Вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного, по благодати Божией» (Св. Василия вел. о вере, в Тв. св. Отц. IX, 28). «Слово: вера – одно по названию своему, впрочем разделяется за два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушаяй словесе моего. и веруяй пославшему мя, имать живот вечный: и на суд не приидет (Иоан. 5, 24)… Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом, иному же дарования исцелений (1Кор. 12, 8. 9). Итак, сия, по благодати Духом Святым даруемая, вера есть не токмо научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру, речет горе сей: прейди отсюду темо, и прейдет (Матф. 17, 20)» (Св. Кирилл. иерусалим. Огл. поуч. V, п. 10. 11, стр. 92. 93).

800

«Вера двояка. Есть вера от слуха (Рим. 10, 17). Слушая божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Сия вера приходит в совершенство чрез исполнение всего узаконенного Христом, т. е. когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви, или чрез худые дела сообщается с диаволом; тот неверный. Есть еще вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1), то есть, твердая и несомненная надежда на данные нем от Бога обетования и на получение просимого нами» (Св. Иоан. Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 10, стр. 140).

801

Посл. к Коринф. 1, п, 31, в Хр. Чт. 1814, XIV, стр. 369.

802

Там же п. 49, стр. 186.

803

Послан. к Филипп. п. 3, в Хр. Чт. 1821, 1, 119.

804

Бесед. о смиренномудрии, в Тв. св. Отц. VIII, 313.

805

Толков. на Ис. гл. 1, тем же VI, 65.

806

Правила, простр. изложен., отв. на вопр. 2, в Тв. св. Отц. IX, 99.

807

Слово о соблюд. доброго порядка, тем же III, 150.

808

На посл. в Рим. бесед. VIII, отр. 155, Москва, 1844.

809

На посл. к Рим. бесед. VIII, стр. 168.

810

там же бесед. IX, стр. 191.

811

Огл. поуч. I, п. 5, стр. 12.

812

Огл. поуч. V, п. 7. 8, стр. 90. 91,

813

Огл. поуч. XVIII, n. 1, стр. 405.

814

Epist. ad Philad. n. VIII. IX; ad Trall. VIII.

815

Adv. haeres. IV, 15, n. 1.

816

De Cain. et Abel. II, 1, n. 8.

817

«Веруя всемогущему Богу, приступим с чистым и от всех мирских попечений свободным сердцем к Тому, который дарует всем причастие Духа Святого по мере веры» (Бесед. ХХХVЯ; снес. XLIV, п. 5; XLI, п. 2). «За неверие наше, за недостаток усердия в нас, зa то, что мы не любим Бога от всего сердца, и не истинно Ему веруем, мы не получили еще духовного исцеления и спасения. Итак, чтобы Он скоро даровал нам истинное исцеление, приступим к Нему с истинною верою» (Бесед. XX, п. 8).

818

In Jon. lib. V, T. IV, p. 539, ed. Aubert.

819

In Hebr. X, 39; in Eph. III, 17.

820

A fide incipit homo, sed quia et daemones credunt, necesse est addere spem et charitatem (Serm. XVI de verbis Apostoli; cfr. de Spir. et litt. XI, n. 26).

821

Origen. in Num. homil. XXVI, n. 2; Clem. Alex. Strom. V, 1; VII, 1; Hilar. comm. in Matth. c. XX, n. 7; in Ps. LX, n. 3; de Trinit. VIII, 12; Иоанн. Дамаск. Точн. изл. прав. веры вв. IV, гл. II, стр. 141–142.

822

In Tit. 1, 4; ό δέ τής πίστεως τόκος καί του γεννώντος καί του γεννωμένου τήν συμφωνίαν ζητεΐ.

823

Бесед. на посл, к Рим. VIII, стр. 157–158. 174, 175.

824

Посл. к Коринф. 1, п. 33. 34, в Хр. Чт. 1824, XIV, 270. 271.

825

Посл. к Коринф. II, гл. 3. 4, в Хр. Чт. 1842, II, 46. 47.

826

Огл. поуч. IV, п. 2, стр. 58.

827

Толк. на Ис. гл. 14, в Тв. св. Отц. VI, 400.

828

Слово о себе самом, в Тв. св. Отц. II, 296.

829

На Ев. Матф. бесед. LXIV, стр. 102. 103. 104.

830

In dictum Paulï nolo vos ignor. n. 6.

831

In II Tit. homil. VIII, n. 1.

832

In Exod. quaest, LХVIII; cfr. in Ps. XLVIII, 1.

833

In Ps. XCVI, 9.

834

In Rom IV, 25.

835

Ignat. ad Ephes. n. IV; Barnab. epist. n. XIX; Iren. adv. haer. 1, 6, n. 2; Theophil. 11, 27. 37; Clem. Alex. Strom. V, 1; VI, 14. 15; Euseb. Hist. eccl. III, 27; Greg. Nyss. Catech. XXIX.

836

 Όυκ ένον άπο πίατεως μόνον σωθήναι. Lib. IV, Epist. 65.

837

Ambros. de Cain. et Abel. II, 2, n. 8; Hieron. in Jes. c. XXVÏ non enim sufficit murum habere fidei, nisi ipsa fides bonis operibus confirmetur; Augustin. contr. 2 Epist. Pelag ΙII, 5, n. 14: quä (fides) sine operibus neminem salvat; Иоанн Дамаск. Toчн. излож прав. веры кн. IV, гл. 9, стр 237.

838

«Кто принуждает себя к одной только молитве, а к смирению, любви, кротости и к прочим добродетелям не принуждает и не подвизается в них, тому дается иногда, по его прошению, благодать Божия: так как Бог, будучи благ, человеколюбиво подает просящему просимое. Но поеликутакой человек не упражнялся в добродетелях. не приучил себя к исполнению их: то или, впадая в гордость, лишается благодати, которую получил, или не приобретает в ней ничего более и не возрастает в ней» (св. Макар. вел. слов. о свободе ума, п. 19; бесед. XIX, п. 6).

Просмотров: 10


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылке - Том 2 / Часть 21

Вопрос-ответ

последние вопросы

Лена 2019-09-16 23:42:27

Здравствуйте отец Андрей! У меня к Вам такой вопрос-" Чем отличается бесовское воздействие (где-то даже искушение) ,от психологического воздействия (подчинения) ,и насколько эти понятия различимы и различимы ли вообще?"
Ответьте пожалуйста-вопрос очень важен.

Ответ:

Здравствуйте Елена. Бесовского воздействие это одно ,Психологическое подчинение,это что ? если это страх перед начальством, это одно, если это некое гипностическое состояние, это как раз и относится к бесовскому воздействию. Всё зависит от того, смотря что вы подразумеваете под психологическим воздействием.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 26.06.2018

    Началось строительство здания под детский центр, кто желает поучаствовать в этом бл...

    1269
  • 18.09.2019

    свт. Иоанн Златоуст - Беседы на второе послание к фессалоникийцам

    4
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Пред...

    2
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    5
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    2
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    3
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    2
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    3
  • 17.09.2019

    Беседы на первое послание к фессалоникийцам / свт. Иоанн ЗлатоустПредисловие / Бесе...

    2

все новости