Проповедь на праздник Введения Богородицы во храм



Проповедь на праздник Введения Богородицы во храм, иеромонах Феодор (Юлаев), произнесена в Покровском храме Московской духовной академии на Литургии 4 декабря 2020 г.



Братья и сёстры! Великий светильник и столп церковный, вселенский учитель Кирилл, архиепископ Александрийский учит нас, что у Священного Писания не было цели рассказать нам о жизни древних святых. Он уподобляет Писание царскому граду, где на каждом возвышенном месте водружены изображения владычествующего в нём Царя. Вера в Господа нашего Иисуса Христа снимает покрывало, лежащее на сердцах неверующих при чтении Ветхого Завета, и нам в священных книгах открывается красота истины и мы видим в бесчисленных образах, в мельчайших подробностях и с предельной точностью таинство Христа, таинство нашего спасения. А наряду с изображениями Христа Писание наполнено и изображениями Его Пречистой Матери.

В таинственнейшей книге Ветхого Завета «Песни песней» царя Соломона сказано: «Вот ложе Соломона, шестьдесят сильных вокруг него из сильных Израиля, все они держат меч, приучены к брани» (Песнь 3, 7). Истинный Соломон, то есть «мир» по значению этого еврейского имени – это Христос, «мир наш» (Еф. 2, 14). Четыре основания Его ложа – четыре Евангелиста, а «вокруг него» – благочестивые помыслы, «сильные на разорение твердынь», ниспровергающие «всякое превозношение, восстающее против познания Божия», и пленяющие «всякую мысль в послушание Христу» (2 Кор. 10, 4–5). Шестьдесят сильных мужей стоят окрест ложа Царя; шестьдесят имён Божией Матери находит благоговейный чтитель Её в священных книгах Ветхого Завета[1]. Имена эти начертаны и на стенах нашего храма. Вот, патриарх Иаков именует Её Лестницей (*)[2], достигающей небес. А вот боговидец Моисей нарекает Её Купиной (*), не опалившейся огнём вселившегося в Неё Божества. Вратами Божиими называет Её Пророк Иезекииль (*). Через эти Врата прошёл Бог, и они остались заключёнными печатью девства. Даниил «муж желаний» именует Её Горой (*), от Которой отделился Камень – Христос, сокрушивший языческие царства и наполнивший Своим познанием всю вселенную. Но нам нет нужды думать, какое выбрать имя для Богородицы в настоящий праздник, кто из сильных Израиля сегодня будет пленять наш ум в послушание Христу. Святая Церковь, припоминает слова царя и пророка Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс. 131, 8) и вместе с ним (*) именует Её сегодня «одушевленным Божиим Кивотом», то есть Ковчегом Завета.

Когда законодавец Моисей беседовал лицом к лицу с Богом на горе Синай, он получил повеление соорудить скинию со всеми принадлежностями в точности по образцу небесных вещей, показанных ему на горе (Исх. 25, 40; Евр. 8, 5). Так появилось ветхозаветная Скиния, это небо на земле. Средоточием её был Ковчег, помещавшийся в сокровеннейшем её месте. Он был изготовлен из негниющего дерева, обложен со всех сторон золотом, покрыт изготовленной из чистого золота и осеняемой золотыми же херувимами крышкой, называемой «умилостивилище». В Ковчеге находились скрижали Закона, – каменные таблички, на которых Самим Богом было высечено Десятисловие Его заповедей, а позднее в него положили сосуд с манной и процветший жезл Аарона. Когда царь Соломон построил Храм, Ковчег Завета взошёл в свой покой, будучи помещён за второй завесой, во Святая святых, куда только раз в год входил первосвященник с жертвенной кровью. При разрушении святого Града Навуходоносором Ковчег был бесследно утрачен. Во Втором Храме, построенном вернувшимися из плена израильтянами, также была вторая завеса, Святая святых, но она была лишена древней святыни. Этим словно бы указывалось, что подходит к концу время ветхозаветных теней и загадок, и готова уже открыться сама истина. И вот, благочестивые Иоаким и Анна приводят ко Храму в сопровождении девиц, с лампадами и пением псалмов эту Отроковицу, «одушевленный Божий Кивот». Как негниющее дерево неспособна Она растлиться даже малой похотной сластью, как чистым золотом покрыта Она невозмутимым смирением и девственной чистотой. Скрижали Закона Божьего – это её сердце, ни на мгновение не уклоняющееся от воли Творца. Она – умилостивление наше с Богом: в Ней обретает Господь Свой покой, а мы в Ней обретаем мир с Богом. Сама Она – сокровенная Манна, Сама Она – Жезл, который держит в руках священнейший Аарон (*), жезл некогда сухой и бесплодный, но процветший в Пречистой Деве. Первосвященник вводит этот «одушевленный Божий Кивот» туда, где и до́лжно ему находиться, во Святая святых Иерусалимского Храма. Там Она пребывает в безмолвии, беседует с Ангелами, принимает из их рук небесный хлеб, готовится стать Матерью Божией, тем Ложем истинного Соломона, где наконец найдёт Себе место Спаситель мира, Рождество Которого «всем предвозвещает» входящая в Храм Пречистая Отроковица.

Но – младенческий ум, не навыкший созерцанию, изнемогает, взирая на небесную высоту Святой Девы. Потому покоряясь доброму обыкновению и помня, что «всё, написанное прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15, 4), обратим сказанное к себе самим. Взбежала юная Отроковица по ступенькам Храма, стремительно взлетела Она к Богу беспримерными добродетелями. Будем и мы своими малыми добродетелями восходить от силы в силу, подражая Её смирению и чистоте. Вошла во Святая Святых Пречистая, чтобы приготовить Себя к рождению Господа и Спасителя. Но и в каждой душе христианской, входящей во внутреннюю завесу духовным подвигом, по умозрению древних подвижников, таинственно рождается Христос. Неотступно пребывала Святая Дева в Святилище. Полюбим и мы святой храм, это небо на земле, где непокровенным лицом взираем мы на славу Божию, где наши молитвы и песнопения сочетаются с ликованиями незримых Ангелов, где с сыновним дерзновением просим мы Небесного Отца и получаем просимое. Здесь уже не образы небесных вещей, как в ветхозаветном Храме, но сами небесные вещи, ведь в Пречистых Тайнах мы осязаем и вкушаем Тело и Кровь воплощённого Бога. Здесь мы готовимся стать гражданами Нового Иерусалима, того Града, в котором не будет уже Храма, ибо храмом будет в нём Сам «Господь Бог Вседержитель и Агнец» (Откр. 21, 22), Спаситель наш Иисус Христос. Верная Путеводильница наша к этому Граду – Пречистая Богородица, ведь Её всесильным предстательством входим мы во Святая святых нашей веры. Аминь.



[1] Ιωάννης Μορεσήνος. Κλίνη Σολομώντος. Ιστορίες Θαυμάτων της Παναγίας (1599). Ηράκλειο, 2007. Σ. 2.

[2] Где отмечено (*), там подразумевается соответствующая роспись на северной и южной стенах Покровского академического храма. См.: Покровский храм Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2014. С. 104, 152–161.

Покровский храм Московской духовной академии

 

Проповедь на праздник введения Богородицы во храм, отец Феодор (Юлаев), произнесена в Покровском храме Московской духовной академии на Литургии 4 декабря 2020 г., страница 1

Проповедь на праздник введения Богородицы во храм, отец Феодор (Юлаев), произнесена в Покровском храме Московской духовной академии на Литургии 4 декабря 2020 г., страница 2

https://www.facebook.com/ulaev.theodor/posts/1539292952937137

Просмотров: 411


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.



о Боге и Церкви:


  • 18.07.2021

    Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...

    1648
  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    2196
  • 06.01.2024

    Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...

    235
  • 29.11.2023

    Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...

    383
  • 23.11.2023

    О сектах / Леонтия, схоластика Византийского

    668
  • 01.10.2023

    оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...

    1401
  • 01.10.2023

    Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...

    2556
  • 01.10.2023

    Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...

    776
  • 01.10.2023

    Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...

    2268
  • 01.10.2023

    Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...

    1210
  • 01.10.2023

    Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...

    1340
  • 01.10.2023

    Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...

    1303
  • 01.10.2023

    Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...

    2508
  • 01.10.2023

    Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...

    1230
  • 01.10.2023

    Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...

    2502
  • 01.10.2023

    Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...

    976
  • 21.09.2023

    святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики

    874
  • 21.09.2023

    Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...

    322
  • 21.09.2023

    Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...

    412
  • 21.09.2023

    Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...

    447
  • 08.09.2023

    Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...

    2015
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    767
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    2711
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    691
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    1041
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    555
  • 08.09.2023

    НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...

    899

о Боге и Его Церкви...