О святителе Григории Богослове



О святителе Григории Богослове / Том 4. Правила святых отцов / Пидалион / Правила Православной Церкви с толкованиями / преподобный Никодим Святогорец



Предисловие

Григорий Богослов был современником Василия Великого, принял от него рукоположение во епископа Сасимы, но, оставив Сасиму, взял на себя попечение о Церкви в Назианзе, на своей родине, послушавшись в этом своего отца Григория. В 378 г. Собор, состоявшийся в Антиохии, послал его в Константинополь ради попечения о православных. Однако перед лицом II Вселенского собора Григорий Богослов отказался от вверенного ему Феодосием Великим предстоятельства в царствующем граде и отправился в Арианз, соседнюю с Назианзом местность. Там он написал множество стихотворных произведений и в 391 г. по Рождестве Христовом окончил тленную жизнь в возрасте 91 года, согласно Фабрициусу.

Из всех изданий его творений лучшим считается Парижское[253]. Несмотря на то что все творения святого утверждены правилом VI Всел. 2, в «Пандектах» находится только написанное героическим стихом254 определение о том, какие книги Ветхого и Нового Заветов следует признавать. Его мы здесь и приводим[255].

Во святых отца нашего Григория Богослова

Стихи героические о том, какие книги следует признавать

Но чтобы ум твой не был введен в заблуждение чуждыми книгами – ведь подложных писаний много, – прими от меня, друг, этот проверенный список.

Итак, всего существует двенадцать исторических книг древнейшей еврейской мудрости. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие, потом Иисус и Судьи, Руфь – восьмая, а девятая и десятая – Деяния Царств, потом Паралипоменон, последняя у тебя книга Ездры. Книг же стихотворных пять, из них первая – Иова, потом – Давида, потом три книги Соломона: Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи. Книг пророческого духа также пять, одну в Писании составляют двенадцать: Осия, Амос и третий Михей, потом Иоиль, потом Иона и Авдий, Наум, Аввакум и Софония, Аггей, потом Захария и Малахия. Это одна книга, а вторая – Исаия, потом призванный с младенчества Иеремия, потом Иезекииль и Даниилова благодать.

Вот я указал двадцать две ветхозаветных книги, по числу еврейских букв, теперь же исчисли и книги нового таинства. Матфей описал чудеса Христовы для евреев, Марк – для Италии, Лука – для Ахаии, а Иоанн, великий небошественный проповедник, – для всех. Потом Деяния мудрых апостолов, четырнадцать посланий Павла, семь соборных, из которых одно – Иакова, два – Петра, три – снова Иоанна, а седьмое – Иуды.

Вот у тебя все книги, если же существуют какие-то кроме них, то они не в числе подлинных[256].

Толкование

Это правило не требует ни толкования, ни пояснения, поскольку, как мы сказали, не содержит ничего иного, кроме указания на то, какие книги следует принимать как истинные из Ветхого Завета и какие из Нового, чтобы нам не обмануться и не принять подложного за истинное, а от этого не повредиться душевно. Обрати внимание, что эти стихи во многих местах неправильны по размеру, но мы как нашли их, так и написали.

Смотри также Апост. 85, в котором мы подробнее говорим об этих книгах.

* * *

253

См.: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 12.

254

Т. е. гекзаметром.

255

О силе его красноречия арианин Филосторгий (см. у Свиды статью на Аполлинария) говорит: «Аполлинарий значительно превзошел других в толковании Писаний, Василий был блистателен в похвальных ре- чах, Григорий же, по сравнению с ними обоими, имел преимущество в прозаическом повествовании и по слогу был серьезнее Аполлинария и основательнее Василия» (TLG 9010/001 3397. 23–27.).

256

Обрати внимание, что в других своих творениях Григорий Богослов принимает и Апокалипсис Иоанна как истинную и богодухновенную книгу. А в том, что о ней не упоминается в апостольских правилах, записанных Климентом, нет ничего удивительного, потому что в то самое время, когда Иоанн Богослов, как он говорит, написал Апокалипсис на Патмосе, куда был сослан правителем Домицианом, Климент был сослан тем же Домицианом в Херсонес Таврический, где и скончался. Итак, книга Апокалипсис еще не была написана в то время, когда Климент записал эти правила.

Просмотров: 27


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Ирина Гостева 2021-03-29 10:55:42

Добрый день, батюшка.У меня кот, которому 12 лет.На передней лапе образовалась опухоль, злокачественная.Ветеринар сказала или аммпутация лапы или усыплять.Я не могу согласиться на усыпление..просто душа болит.Что делать..батюшка дорогой..как поступить?

Ответ:

Здравствуйте, молитесь святому Власию , а так если усыплять не думаете, выход только один, ампутация.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



о Боге:


  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    690
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...

    865
  • 03.06.2021

    Письмо 104. Одной матери, об избрании королевы красоты / святитель Николай Сербский...

    17
  • 01.06.2021

    Спор с Михалковым: эпилог / Иерей Георгий Максимов

    35
  • 29.05.2021

    Почему так много конфессий в христианстве? Почему христиане по-разному понимают Свя...

    43
  • 27.05.2021

    Секция «Миссия на Дальнем Востоке» / Православное Образование

    27
  • 19.05.2021

    Три защитительных слова против порицающих святые иконы / преподобный Иоанн Дамаскин...

    316
  • 17.05.2021

    Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / митрополит Стефан (Яворский...

    89
  • 17.05.2021

    Догмат о святых иконах / Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви / ми...

    45
  • 17.05.2021

    Догмат о Знамении Честного Креста / Камень веры Православно-Кафолической Восточной ...

    65

о Боге и Его Церкви...