Человек наизнанку1 / Философия абсурда



«Аще забуду тебе, Иерусалиме» / иеромонах Серафим (Роуз) / Человек наизнанку / Философия абсурда

Нынешний век недаром называют веком абсурда. Поэты и драматурги, живописцы и скульпторы изображают наш мир бессвязным хаосом, а нас самих – бездушными хаотическими частицами. Политика, независимо от направления и оттенка, стала всего лишь ширмой, временно придающей вселенскому развалу жалкое подобие порядка. Борцов за мир и проповедников насилия объединяет абсурдная уверенность, что человечество способно исправить невыносимое положение своими собственными жалкими силами и губительными средствами. Серьезные философы, ученые, государственные и религиозные деятели, либо молчат, прячась за безответственными масками специализации и бюрократии, либо, рассуждая о нашем неустройстве, рекомендуют нам такие убеждения как обветшалый оптимизм «веры в человека», безнадежный стоицизм, иррационализм слепого поиска, или же просто «убеждения» как таковые, самоубийственную веру «во что бы то ни было». 

Однако искусство, политика и философия суть всего лишь отражения современности; они абсурдны постольку, поскольку абсурдной стала сама жизнь. У всех в памяти самый страшный пример реального абсурда – гитлеровский «новый порядок», когда свиду вполне нормальный, цивилизованный человек, умелый и тонкий исполнитель музыки Баха (как Гимлер), мог быть в то же время хладнокровным убийцею миллионов, и чередовать инспекции лагерей уничтожения с концертами и художественными выставками. Да и сам Гитлер был воплащенным абсурдом: он взмыл из небытия к мировому господству и канул обратно в небытие за десять с чем-то лет, оставив за собой лишь обломки цивилизации, благодаря одному тому, что он, пустейший из людей, олицетворял пустоту своих современников. 

Гитлеровский сюрреализм остался позади, но эпоха абсурда отнюдь не миновала. Мир просто вступил в новую фазу той же самой болезни, до поры не столь бурную. Ясней, чем фашистское евангелие гибели, свидетельствует о нашем нигилизме и растерянности наше новейшее оружие; парализованные невиданным внешним могуществом и внутренним бессилием, мы беспомощны под его грозной сенью. Тем временем неимущие и «угнетенные» всего мира пробуждаются к самосознанию и начинают требовать богатства и власти; имущие же прожигают жизнь в суете, или гибнут от разочарования и скуки, или совершают отчаянные преступления. Кажется, мир раскололся надвое: одни ведут бессмысленную и бесцельную жизнь, не сознавая этого, а другие вполне осознанно идут к безумию и самоубийству. 

Нет нужды продолжать список очевидных и типичных примеров. Достаточно сказать, что даже самые вопиющие из них – не более, чем симптомы одной и той же болезни, которая окружает нас на каждом шагу и проникает в самое сердце, если не знать как с нею бороться. Мы живем в эпоху абсурда, когда несовместимые начала сосуществуют бок о бок в пределах одной человеческой души; когда ни в чем не видно смысла; когда исчез цементирующий центр, и мир разваливается по частям. И пусть будни, хоть и в лихорадочной спешке, все же катятся своей чередой, и нам удается жить-поживать как ни в чем не бывало: это возможно лишь потому, что мы не думаем или не хотим задуматься. И недаром – обстановка вокруг не из приятных. Но только тот, кто думает, кто хочет понять подлинный ход вещей под пестрым покровом будней, – только тот способен найти себе хоть какое-то место в этом странном сегодняшнем мире, обнаружить в нем хоть какую-то «норму». 

Но наша эпоха не нормальна; поэты, художники и мыслители современного «авангарда», несмотря на все их преувеличения и заблуждения, на нелогичность их аргументов, на вычурность их мировоззрения, правы по крайней мере в одном: с нашим миром происходит что-то угрожающее. Таков первый урок философии абсурда.

* * * 
1 Настоящая статья основана на материале незавершенной книги о. Серафима «Царство Божие и Царство Человеческое.»

Просмотров: 61


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос, Ирина Майорова: 2020-11-03 13:19:00

Вам не кажется, что в этом есть что- то языческое?
Спасибо.

Ответ:

Языческое есть, когда люди завешивают зеркала тряпками, когда во гроб кладут различные посохи, расчески и часы,когда в могилу денежки кидают, когда вместо молитвы, водкой поминают.
А предание тело земле и чтение над умершим молитвы- это Православие!!

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 03.06.2020

    О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...

    442
  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...

    648
  • 24.11.2020

    Беседа на 3 главу книги Притч / Иерей Георгий Максимов / Запись библейских бесед пр...

    2
  • 24.11.2020

    Про "собрание православных мирян" от 31 октября / Иерей Георгий Максимов / Канониче...

    3
  • 17.11.2020

    Из протестантизма в Православие через "Sola skriptura"... / Alexander Cernjak

    21
  • 14.11.2020

    ЧИН КАКО ПРИИМАТИ ПРИХОДЯЩИХ ОТ МАГОМЕТАН КО СВЯТЕЙ НАШЕЙ ЦЕРКВИ / Чин присоединени...

    29
  • 14.11.2020

    ЧИН КАКО ПРИИМАТИ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ОККУЛЬТИЗМА И САТАНИЗМА. КАНОНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. / Чи...

    33
  • 14.11.2020

    ЧИН КАКО ПРИИМАТИ ПРИХОДЯЩИХ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА / Чин присоединение к Православной Церкви...

    29
  • 14.11.2020

    ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ АРМЯН / Чин присоединение к Православной Церкви приходящих из арм...

    60
  • 14.11.2020

    ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ БАПТИСТОВ / Чин присоединение к Православной Церкви приходящих из...

    56

все новости