О благодати и свободном решении / Глава XXII
О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XXII / У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати
У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати
44. Но пусть люди принимают во внимание какие угодно добрые заслуги, которые, как полагают они, должны предшествовать, чтобы кто-либо мог быть оправдан Божественной благодатью; эти [люди] не понимают, что когда говорят так, не что иное делают, как просто отвергают благодать; но, как я сказал, пусть принимают во внимание какие угодно заслуги, когда говорят о взрослых, ведь в отношении младенцев пелагиане уже точно не найдут, что ответить. Ибо у младенцев нет [еще] никакой воли к принятию благодати, а [пелагиане] говорят, что [благодати] предшествует заслуга этой самой воли. Более того, мы видим, что младенцы с плачем сопротивляются, когда их крестят и когда получают они Божественные таинства, что было бы вменено им в великий грех нечестия, если бы они уже употребляли свободное решение; однако благодать не отступает даже и от противящихся, причем ясно, что без всякой предшествующей заслуги, иначе благодать не была бы уже благодатью. И иногда эта благодать даруется детям неверующих [людей], когда по тайному промыслу Божию они неким образом попадают в руки людей благочестивых, а иногда не наследуют ее дети верующих, поскольку возникает некое препятствие, так что [благодать] не может прийти на помощь находящимся в опасности. И все это совершается по тайному промыслу Бога, суды Которого непостижимы и пути неиссле-димы253. Давайте посмотрим, в каком смысле сказал эти слова апостол и что предпослал этому. Ведь он вел речь об иудеях и язычниках, а писал к римлянам, то есть к язычникам, и сказал вот что: Как вы некогда не веровали (non credidistis) Богу, а ныне унаследовали милосердие вследствие их неверности (in illorum incredulitate), так и они ныне не уверовали ради милосердия к вам, чтобы и они [позже] унаследовали милосердие: ибо Бог всех заключил в неверности (in infidelitate), дабы всех помиловать254. И когда апостол задумался над тем, что сказал, удивляясь как точной истине своего изречения, так и великой его глубине, – тому, как Бог всех заключил в неверности, чтобы всех помиловать, как бы делая зло, чтобы вышло добро, -он тотчас воскликнул и сказал: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисповедимы пути Его255. А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро256. Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать257. Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи258. Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него259, – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы260.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
Рим 11:30–32. В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
Просмотров: 304
Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.
Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:
По названию (Google) - О благодати и свободном решении / Глава XXII
По описанию (Google) - О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XXII / У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати
По названию (Yandex) - О благодати и свободном решении / Глава XXII
По описанию (Yandex) - О благодати и свободном решении / блаженный Аврелий Августин / Глава XXII / У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати
Вопрос-ответ
последние вопросы
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр...
2108 -
03.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», ...
2614 -
06.01.2024
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа...
764 -
29.11.2023
Чин последования исповеди Православной Церкви / С того времени Иисус начал проповед...
961 -
23.11.2023
О сектах / Леонтия, схоластика Византийского
1771 -
01.10.2023
оглавление / Писания к 10-ти (1–10) посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседо...
2752 -
01.10.2023
Первое собеседование аввы Моисея. О намерении и конце монаха / Писания к 10-ти (1–1...
4211 -
01.10.2023
Второе собеседование аввы Моисея. О рассудительности / Писания к 10-ти (1–10) посла...
1341 -
01.10.2023
Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира / Писания к 10-ти (1–...
3709 -
01.10.2023
Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа / Писания к 10-ти (1–10...
1967 -
01.10.2023
Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях / Писания к 10-ти (1–...
2154 -
01.10.2023
Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых / Писания к 10-ти (1–10) п...
2289 -
01.10.2023
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах / П...
3799 -
01.10.2023
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях / Писания к 10-...
2123 -
01.10.2023
Девятое собеседование аввы Исаака Скитского (первое). О молитве / Писания к 10-ти (...
3521 -
01.10.2023
Десятое собеседование аввы Исаака Скитского (второе). О молитве / Писания к 10-ти (...
1545 -
21.09.2023
святитель Феофан Затворник / Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
1397 -
21.09.2023
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием – как сохран...
979 -
21.09.2023
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении греш...
1064 -
21.09.2023
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то...
1287 -
08.09.2023
Оглавление / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матфей В...
2996 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Α / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
1618 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Β / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
3685 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Γ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
1463 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Δ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
2073 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ε / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
1404 -
08.09.2023
НАЧАЛО БУКВЫ Ζ / Алфавитная Синтагма / Правила Православной Церкви / иеромонах Матф...
1404