Копия Заключение



священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Заключение

В данной работе мы привели целый ряд слов из Священного Писания, а также соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца, и что противоположное мнение ошибочно. Думается, что для тех, кто искренне желает узнать истинное учение Православной Церкви, этого более чем достаточно. 

В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ веке Церковь отреагировала точно так же, как в прежние века. Архиерейский Собор 1935 года, проходивший под председательством заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита (впоследствии – Патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященный учению протоиерея Сергия Булгакова, повторил: 

«Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с “градом Божиим” и “вне” его (Откр.22:15) навеки останется область отвержения, “смерть вторая” (Откр.21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. “Бог будет все” лишь в “сынах Царствия”, все во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией»98 

* * * 

1 Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия // Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 34. 
2Послание Анастасия, епископа города Рима, к Иоанну, епископу Иерусалимскому, о деле Руфина // Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 197. 
3 Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 252. 
4 Сульпиций Север. Хроника // Сульпиций Север. Сочинения. М., 1999. С. 135–136. 
5Цитаты из посланий взяты из книги: Schaff P. The Principal Works of St. Jerome. New York, 1892. 
6В письме к Иерусалимскому патриарху Иоанну св. Киприан пишет: «Об одном положении, которое он (Ориген) стремится утвердить, я не знаю, плакать или смеяться… Он учит, что диавол снова станет таким, каков он однажды был, и возвратится к прежнему достоинству, и поднимется к Царству Небесному. О ужас! Насколько должен быть глупым человек, чтобы думать, будто Иоанн Креститель, апостолы Петр и Иоанн, Исаия, Иеремия и прочие пророки будут сонаследниками диавола в Царстве Небесном!.. Слова Оригена – слова врага, ненавистного и противного Богу и Его святым, и не только те, которые я цитировал, но и бесчисленные другие» (Цит. по: Schaff P. The Principal Works of St. Jerome). 
7Святитель Афанасий Великий называл учение Оригена, «проповедовавшего, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям, и бесам», среди тех примеров «нечестивой хулы», в которую можно впасть, «если в Божественных писаниях будем многое разуметь буквально» (Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Творения. М., 1994. Т. 4. С. 431). 
8 Denzinger Н. Kompendium der Glaubensbekenntnisse und kirchlichen Lehrentscheidungen. 37. Auflage. Freiburg im Breisgau, 1991. S. 237. 
9Анафема: история и XX век / Сост. П. Паламарчук. М., 1998. С. 139–141. 
10 Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999. С. 649. 
11Что было замечено даже западными исследователями, см., напр., Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 276–277. Из православных работ можно упомянуть специальную главу в кн.: Василидис Н. Таинство смерти. Троице-Сергиева лавра, 1998. С. 524–542. 
12Жив Бог. Христианский катехизис. Лондон. 1990. С. 426. 
13См., напр.: Георгий Кочетков, священник. В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999. С. 421. 
14 Лосский В.Н. Мистическое богословие // Богословские труды. № 8. С. 122. 
15 Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991. С. 268. 
16Там же. С. 269. 
17 Сергий Булгаков, протоиерей. Невеста Агнца. Париж, 1933. С. 498. 
18 Георгий Флоровский, священник. Противоречия оригенизма // Путь. 1929. № 18. С. 109. 
19 Григорий Богослов, святитель. Творения. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 547. 
20PG. T. 41. Col. 555. 
21Цит. по: Иоанн Мейендорф, протоиерей. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 60. 
22Цит. по: Макарий (Булгаков), митрополит. Догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 502. 
23 Иероним Стридонский, блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., б.г. С. 236. 
24 Феодор Студит, преподобный. Огласительные поучения и завещание. М., 1998. С. 75. 
25 Оливье Клеман. Истоки. М., 1994. С. 296. 
26 Исидор Пелусиот, преподобный. Письма. М., 2000. С. 292. 
27PG. T. 36. Col. 632. 
28 Сергий Булгаков, протоиерей. Первообраз и образ. СПб., 1999. Т. 1. С. 357. 
29Подробнее см.: Иванов М.С. Ад и вечные муки // Православная беседа. 1998. № 5. С. 2–7. 
30 Плакида (Дезей), архимандрит. «Смерть побеждена»: Последние времена по учению отцов Церкви // Альфа и омега. 2000. № 2 (24). С. 183. 
31 Сергий (Страгородский), патриарх. Православное учение о спасении. М., 1991. С. 141, 145. 
32 Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 121. 
33Более того, «Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» прямо предает анафеме тех, кто учит, что Бог является виновником вечного наказания нераскаявшихся грешников. – Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева лавра, 1995. С. 151. 
34 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. М., 1998. С. 442. 
35 Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892. T. 3. С. 123. 
36 Ириней Лионский, святой. Против ересей. М., 1996. С. 505. 
37 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. С. 76. 
38 Деликостопулос Афанасий. Вера православная. Афины, 1993. С. 176. 
39 Сергий Булгаков, протоиерей. Невеста Агнца. С. 505. 
40 Епифанович С.Л. По поводу книги М.Ф. Оксиюка «Эсхатология святого Григория Нисского» // Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 207. 
41 Льюис Клайв С. Расторжение брака. М., 1990. С. 24. 
42 Григорий Палама, святитель. Беседы. М., 1993. Ч. 2. С. 156–157. 
43 Александр Мень, протоиерей. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. С. 128. 
44 Иоанн Златоуст, святитель. Поучения. Троице-Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 520. 
45 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С. 420. 
46 Юстиниан Великий, святой. Грамота к Святому Собору об Оригене и его единомышленниках // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 538. 
47 Григорий Двоеслов, святитель. Творения. М., 1999. С. 688. 
48 Αργυρίου Α. Иωσήφ τοΰ Βρυεννίου μετά τινος Ισμαηλίτου Διάλεζιζ // Επετερις. 35. 1967. Σ. 173. 
49 Григорий Синаит, преподобный. Творения. М., 1999. С. 19. 
50 Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892. T. 2. С. 49. 
51 Иероним, блаженный. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Иероним, блаженный. Творения. Ч. 17. Киев, 1903. С. 303. 
52Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61. 
53Слово в Великую субботу // PG T. 43. Coll. 440D. Впрочем, западный исследователь A. Vaillant считал, что это произведение не принадлежит святителю и написано много позднее его жизни. К сожалению, у нас не было возможность ознакомиться с его работой и составить мнение о том, насколько убедительны предложенные им доводы. 
54 Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399. 
55Послание 164, II, 5 // PL 33, 710–711. 
56PG 74, 1016 A. 
57Святого Григория Двоеслова письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный // Христианское чтение. СПб., 1841. Ч. 2. С. 93–97. 
58 Bruns H.D. Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin, 1839. T. 1. P. 221. 
59 MacCulloch J.A. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 259–260. 
60Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212. 
61 Григорий Палама, святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161. 
62Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. С. 306. 
63Подобное мнение встречается также в творениях преподобного Максима Исповедника (Вопросоответы к Фалассию, 7), однако он пишет его не как свое собственное, но сопровождает словами «некоторые говорят» и приводит просто как один из известных ему вариантов толкования. 
64Цит. по: Святое Евангелие с толкованием святых Отцов. С. 613. 
65 Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513. 
66 Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. Кн. 1. С. 398. 
67См.: Оливье Клеман. Истоки. 
68PL 15. Col. 1224 (20, 58). 
69 Василий Великий, святитель. Творения. М., 1993. Т. 2. С. 321. 
70 Григорий Двоеслов, святитель. Указ. соч. С. 689. 
71 Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. С. 510–513. 
72Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. СПб., 1857. Т. 3. С. 131. 
73См.: Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление. М., 2000. 
74См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений. Т. 3. 
75 Иларион (Алфеев), иеромонах. Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 308. 
76 Каллист (Уэр), епископ. Понимание спасения в православной традиции // Страницы. 1996. № 3. С. 34. 
77Довод крайне странный. Осудив с именем Оригена идею предсуществования души, отцы V Вселенского Собора не упомянули в связи с этим и Немесия Эмесского, который также придерживался этого заблуждения. Разве можно на основании этого факта сделать вывод, что Церковью осуждена данная идея лишь в оригеновской интерпретации, «но существует и ее православное понимание» в интерпретации Немесия? 
78 Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. М., 1995. С. 388. 
79Палестинский Патерик. Вып. 7:Житие преподобного Кириака Отшельника. СПб., 1899. С. 17. 
80Цит. по: Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. М., 1999. С. 565. 
81 Марк Ефесский, святитель. Второе слово против чистилища / Амвросий (Погодин), архимандрит. Святитель Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 132. 
82 Марк Ефесский, святитель. Второе слово против чистилища. С. 129. 
83 Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святого Григория Нисского. С. 575. 
84 Photius. Bibliotheque. Ed. R. Henry, IV vol. Paris, 1965. P. 291a. 
85Отрадно признать, что владыка Иларион за прошедшие семь лет пересмотрел свои взгляды по вопросу о всеобщем спасении и имел мужество оставить стан «богословов-оптимистов», что ясно видно из его недавнего интервью, в котором он критикует датских «богословов-оптимистов», отвергающих реальность ада: «Можно ли верить в то, что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелянных новомучеников и исповедников Российских и их палачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда все равно – святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли людей от смерти или убиваешь их… Человек несет нравственную ответственностью за свои поступки. И за грехи земной жизни он будет расплачиваться в вечности» (http://www.interfax-religion.ru»?act­interview&div­178). Однако его мнение о принадлежности новооткрытых несторианских сочинений преподобному Исааку Сирину, к сожалению, осталось прежним. 
86 Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 243–245. 
87 Vasileios, archimandrite. Abba Isaac the Syrian: An Approach to his World. Montreal: Alexander Press, 1997. 
88 Wensinck A.J. Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Amsterdam, 1923. P. XVIII. 
89См. его вступление к кн.: Феодорит Кирский, блаженный. История боголюбцев. М., 1996. С. 121. 
90 Иларион (Алфеев), иеромонах. Об основных темах богословия преподобного Исаака Сирина // [Псевдо]-Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. М., 1998. С. 281–282. 
91 Иларион (Алфеев), иеромонах. Спор о наследии преподобного Исаака Сирина // Православная беседа. 2000. № 3. С. 30. За исключением особо оговариваемых случаев, все последующие «неопровержимые доказательства» приводятся по этой статье. 
92 Иларион (Алфеев), иеромонах. Творения преподобного Исаака Сирина // Церковь и время. 1998. № 4 (7). С. 169. 
93Более убедительным является пример со словом qestonares – истязатели. Однако одного этого примера все же недостаточно. И 1-й том преподобного Исаака, и 2-й том [Псевдо]-Исаака достаточно обширны. Если оба, как считает владыка Иларион, принадлежат одному автору, то подобных примеров должно содержаться в них гораздо больше. 
94 Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Клин, 2000. С. 271. 
95 Силуан Афонский, преподобный. Писания. Ивановское, 1997. С. 88. 
96Там же. С. 77. 
97Там же. С. 29. 
98 М.П. К вопросу о так называемом «единоличном мнении» митрополита Сергия // Символ. 1998. № 39. С. 166. Под этим, помимо будущего патриарха Сергия, подписалось десять епископов, что в то время составляло едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец.

Просмотров: 12


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Копия Заключение

По описанию (Google) - священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Заключение

По названию (Yandex) - Копия Заключение

По описанию (Yandex) - священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Заключение

Вопрос-ответ

последние вопросы

Алевтина Павловна 2019-11-22 01:10:20

Подскажите пожалуйста ответ на такой вопрос Может ли священник служить вечерню и утреню в одном храме . А на следующий день Литургию в другом храме. В литературе не могу найти А как на практике бывает такое?

Ответ:

Здравствуйте, Конечно может, Может служить и дома и в любом другом месте,где есть антиминс.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...

    40
  • 26.06.2018

    Началось строительство здания под детский центр, кто желает поучаствовать в этом бл...

    1427
  • 13.01.2020

    Священник портит атеисту хайп на Рождестве / Отец Георгий / Опубликовано: 11 янв. 2...

    8
  • 10.01.2020

    священник Георгий Максимов / Библиотека

    12
  • 05.01.2020

    О страсти к спорам / Отец Георгий / Опубликовано: 3 янв. 2020 г.

    18
  • 31.12.2019

    Ч.1 Беседы на первое послание к коринфянам Ч.1 / свт. Иоанн Златоуст

    20
  • 28.12.2019

    Виссарионовец в православном храме / Отец Георгий / Опубликовано: 27 дек. 2019 г.

    31
  • 25.12.2019

    Слово вл. Ионы из Уганды + о гонениях на несогласных отцов / Отец Георгий / Опублик...

    33
  • 23.12.2019

    О Пелагее Рязанской и ее пророчествах / Отец Георгий / Опубликовано: 22 дек. 2019 г...

    38
  • 21.12.2019

    Невидимая брань / преподобный Никодим Святогорец / Перевод с греческого святителя Ф...

    38

все новости