Преподобный Силуан Афонский



священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Преподобный Силуан Афонский

Во втором издании своего «Введения в православное догматическое богословие» в разделе, касающемся эсхатологии, епископ Иларион записывает в ряды «оптимистов» еще одного православного святого – преподобного Силуана Афонского: «Преподобный Силуан был весьма далек от оригенизма, однако мысль о мучениях грешников в аду была для него непереносимой. Именно поэтому он считал необходимым верить в возможность спасения всех людей и молиться об этом»94. 

Однако здесь перепутаны две разные вещи. Одно дело – молиться о спасении всех, и Православная Церковь молится о «иже во аде держимых». Но совсем другое дело – утверждать и рационально обосновывать необходимость и неизбежность всеобщего помилования, а уже это Церковью вполне однозначно осуждается. И водимый Духом Святым преподобный Силуан эти две вещи никогда не путал. 

«Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся без исключения, – писал преподобный и тут же добавлял: – Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их»95. Преподобный Силуан понимал, что «наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость»96. «Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде»97. В свете процитированных слов попытку записать преподобного Силуана Афонского в сторонники ереси о конечности адских мук можно охарактеризовать как в лучшем случае недоразумение. 

Некоторые «оптимисты» еще дерзают записывать в свои сторонники таких святых отцов, как святитель Григорий Богослов, преподобные Иоанн Лествичник и Максим Исповедник, говоря, что будто бы они тоже учили о конечности адских мук. Но это не что иное, как клевета, рассчитанная на людей, незнакомых со святоотеческими творениями. Достаточно посмотреть сочинения этих святых, чтобы убедиться, что они учили так же, как учит Церковь. 

Святитель Григорий Богослов: «Бессмертная душа… будет вечно или наказываема за порочность, или прославляема за добродетель» (Третье слово). 

Преподобный Максим Исповедник: «Подвиги в добродетели… бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – виновниками муки вечной» (Главы о любви, 2. 34). «И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых… И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому соответственно достоинству прожитой им жизни» (Мистагогия, XIV). 

Преподобный Иоанн Лествичник: «Кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде… тот не возлюбит уже ничего временного… и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи» (Лествица, 2. 1). «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою и вместе с тобою да восстает» (Лествица, 7. 21). 

Кроме того, сторонники всеобщего спасения прибегают еще к одной выдумке: они утверждают, что будто бы греческое слово «αἰώνιος», употребляемое в Писании, а также и грекоязычными святыми отцами, означает на самом деле не «вечный» в смысле бесконечный, а просто «очень долгий», и потому будто бы когда говорится о «муке вечной», то имеется в виду, что она якобы все-таки не вечная, а конечная. 

Подобными ухищрениями можно прельстить лишь тех людей, кто не имеет возможности их проверить. Не говоря уже о том, что данное утверждение несостоятельно само по себе: чтобы в том убедиться, достаточно заглянуть в любой словарь древнегреческого языка – процитированные выше слова святых отцов не оставляют никакого места для таких интерпретаций. Кроме того, относительно будущего наказания евангелистом употреблено точно такое же слово «αἰώνιος», какое употреблено и о будущем блаженстве: «И пойдут сии в муку вечную ( κόλασιν αἰώνιον), а праведники в жизнь вечную» ( ζωὴν αἰώνιον) (Мф.25:46). И что же, считают ли «оптимисты», что Христово Царство будущего века тоже не вечное, а просто «очень долгое» и рано или поздно закончится, как и адские муки? И еще, как они объяснят, что это же слово «αἰώνιος» в Писании прилагается и к самому Богу, когда Он называется «вечным Богом» (Рим.14:25)? Неужели тоже станут утверждать, что это значит просто «очень долгий Бог»? Вот яркий пример того, до каких нелепиц и богохульств может довести людей упорное сопротивление истине.

Просмотров: 15


pdf Скачать страницу в виде PDF
Внимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!
После скачивания файла, вы сможете его распечатать.




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить


Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылкам:

По названию (Google) - Преподобный Силуан Афонский

По описанию (Google) - священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Преподобный Силуан Афонский

По названию (Yandex) - Преподобный Силуан Афонский

По описанию (Yandex) - священник Георгий Максимов / Вечны ли адские муки / Преподобный Силуан Афонский

Вопрос-ответ

последние вопросы

Алевтина Павловна 2019-11-22 01:10:20

Подскажите пожалуйста ответ на такой вопрос Может ли священник служить вечерню и утреню в одном храме . А на следующий день Литургию в другом храме. В литературе не могу найти А как на практике бывает такое?

Ответ:

Здравствуйте, Конечно может, Может служить и дома и в любом другом месте,где есть антиминс.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 19.12.2019

    ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов...

    40
  • 26.06.2018

    Началось строительство здания под детский центр, кто желает поучаствовать в этом бл...

    1427
  • 13.01.2020

    Священник портит атеисту хайп на Рождестве / Отец Георгий / Опубликовано: 11 янв. 2...

    7
  • 10.01.2020

    священник Георгий Максимов / Библиотека

    11
  • 05.01.2020

    О страсти к спорам / Отец Георгий / Опубликовано: 3 янв. 2020 г.

    18
  • 31.12.2019

    Ч.1 Беседы на первое послание к коринфянам Ч.1 / свт. Иоанн Златоуст

    19
  • 28.12.2019

    Виссарионовец в православном храме / Отец Георгий / Опубликовано: 27 дек. 2019 г.

    30
  • 25.12.2019

    Слово вл. Ионы из Уганды + о гонениях на несогласных отцов / Отец Георгий / Опублик...

    32
  • 23.12.2019

    О Пелагее Рязанской и ее пророчествах / Отец Георгий / Опубликовано: 22 дек. 2019 г...

    37
  • 21.12.2019

    Невидимая брань / преподобный Никодим Святогорец / Перевод с греческого святителя Ф...

    38

все новости