Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)



Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык) Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

 

Великий канон свт. Андрея Критского
(с переводом на русский язык)

святитель Андрей Критский

  1. В понедельник первой седмицы Великого поста
  2. Во вторник первой седмицы Великого поста
  3. В среду первой седмицы Великого поста
  4. В четверг первой седмицы Великого поста
  5. В четверг пятой седмицы Великого поста 

Аудио:

Толкования:

Переводы:

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

Святитель Андрей Критский Святоотеческая библиотека

azbyka.ru

Просмотров: 461




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылке - Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)

Вопрос-ответ

последние вопросы

Елена 2018-02-20 13:05:34

Батюшка, здравствуйте. Сейчас много информации, как правильно поститься, но вся она разная. Об усиленных молитвах и отказе о увеселении я понимаю. Подскажите, как же правильно поститься?

Ответ:

Здравствуйте Елена! Меру поста человек должен определять со своим духовником.Есть основная уставная схема воздержания Великого поста,Если человек здоровый и чувствует,что может исполнить эту меру воздержания пусть это делает, если чувствует,что слаб может ослабить эту меру по своим силам. Ну например: В Первую неделю великого поста по уставу, а устав писался для монастырей полагается первых несколько дней воздерживаться от пищи,потом дозволяется два раза в день начиная со среды вареная пища(овощи) в субботу и воскресение пища на растительном масле, более подробный устав можете прочесть тут http://www.odigitria.by/2016/03/16/ustav-o-poste-po-tipikonu/ Понятно,что не все могут выдержать такой пост,поэтому каждый человек определяет для себя по силам,желательно это делать со своим духовным отцом. Кто в первые дни употребляет в пищу вареную пищу,кто послабляет для себя и употребляет пищу на растительном масле. Тут главный принцип: не навредить себе. Мы должны помнить,что в пост надо воздерживаться от мясной и молочной пищи,если у человека есть силы усилить пост,он может в определенные дни как правило среду и пятницу отказаться от растительной пищи.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 10.12.2017

    Отчёт по сбору средств на строительство детского центра. Сумма к сбору 2 000 000 р....

    337
  • 09.02.2018

    В Успенском храме п. Медвенка после Литургии Беседы проводит настоятель Успенског...

    80
  • 09.02.2018

    Соборование в Успенском храме! / 24 Декабря(Суббота) 10:00 / 11Марта(Воскресение) 1...

    85
  • 03.02.2018

    В храмы Медвенского района ПРИБЫВАЕТ Чудотворный образ «Пряжеской» иконы Божией Мат...

    109
  • 15.01.2018

    встреча в Православном молодёжном клубе Серафим, тема встречи: гадания оккультизм м...

    125
  • 15.01.2018

    встреча в Православном молодёжном клубе Серафим, тема встречи: гадания оккультизм м...

    168
  • 10.01.2018

    Рождественские колядки в исполнении хора Курской Православной духовной семинарии 8 ...

    129
  • 09.01.2018

    8 января, воспитанники Курской духовной семинарии вместе в проректором по воспитате...

    184
  • 09.01.2018

    Проповеди и Лекции батюшки Андрея 2018

    169
  • 22.12.2017

    8 Января в 10.00 Рождественский праздник для детей в Успенском храме пос.Медвенка!!...

    213
  • 14.12.2017

    Помощь в создании приходского сайта

    218

все новости