Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)



Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык) Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

 

Великий канон свт. Андрея Критского
(с переводом на русский язык)

святитель Андрей Критский

  1. В понедельник первой седмицы Великого поста
  2. Во вторник первой седмицы Великого поста
  3. В среду первой седмицы Великого поста
  4. В четверг первой седмицы Великого поста
  5. В четверг пятой седмицы Великого поста 

Аудио:

Толкования:

Переводы:

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

Святитель Андрей Критский Святоотеческая библиотека

azbyka.ru

Просмотров: 52




Если вы нашли ошибку или опечатку в тексте страницы, пожалуйста, отправьте нам сообщение по ссылке ниже.

Отправить

Если на странице недоступен видеоконтент, попробуйте поискать его самостоятельно по ссылке - Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)

Вопрос-ответ

последние вопросы

Вопрос: 2017-08-14 18:37:38

Добрый день Батюшка Андрей! Я крестилась в 18 лет, не осознанно, потому что нужно было , быть крестной у ребенка, пожалуйста, скажите могу ли я покреститься сейчас, когда я истинно пришла к вере, к Богу, можно ли это делать?

Ответ:

Здравствуйте Татьяна,Крещение совершается Однажды, как об этом говорится в Слове Божьем: Еф4.5:"Один Господь,одна вера,одно крещение",то есть, вы были крещены, ничего страшного,что вы только пришли к вере,это же замечательно,что вы это сейчас осознали. К сожалению большинство,которые были крещены в младенчестве до сих пор так и не пришли к вере и с грустью в сердце нам священникам приходится таких отпевать.

Календарь:

Икона дня:
Пост:

Святые дня:

Евангельские чтения дня:



Новости:

  • 11.08.2017

    СЕМИНАРИСТЫ ПОБЫВАЛА В ГОСТЯХ В МЕДВЕНКЕ

    83
  • 29.07.2017

    диакон Георгий (Максимов), кандидат богословия, преподаватель МДА терпимость, тол...

    152
  • 29.07.2017

    Иерей Георгий Максимов: "О спасении вне Церкви"

    140
  • 29.07.2017

    Священник Георгий Максимов о том, как люди самых разных мировоззрений, религий и пр...

    135
  • 29.07.2017

    Выпуск 57 - Рассказ редактора православного журнала

    128
  • 29.07.2017

    Выпуск 58 - Рассказ православного психолога, бывшего мага

    144
  • 29.07.2017

    Выпуск 59 - Рассказ бывшего протестанта

    128
  • 29.07.2017

    Выпуск 60 - Рассказ бывшего неоязычника

    139
  • 29.07.2017

    Выпуск 61 - Рассказ православного священника, бывшего католика

    151
  • 29.07.2017

    Выпуск 62 - Рассказ православного татарина

    150

все новости